Т.И. Кузнецова, Г.М. Иванов, О.И. Опарин
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
Прежде чем ответить на поставленные выше вопросы, необходи-
мо дать понятие цифрового предприятия. Термин «цифровое пред-
приятие» не имеет однозначного определения в экономической лите-
ратуре и носит дискуссионный характер.
В материалах форума о стратегиях, технологиях и практике
управления цифровым предприятием DigEnForum дается определение
цифрового предприятия как «организации, которая использует инфор-
мационные технологии в качестве конкурентного преимущества во
всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, мар-
кетинге и взаимодействии с клиентами» [1].
По мнению А. Мельниковой, цифровое предприятие — «это ор-
ганизация, способная быстро адаптироваться к быстро меняющимся
окружающим условиям, в том числе на основе проактивного прогно-
за развития ситуации в будущем» [2].
Как подчеркивает Е. Семеновская, реализация модели «цифрово-
го предприятия» базируется на технологических инновациях послед-
них лет, среди которых нужно в первую очередь выделить облачные
вычисления, большие данные, мобильность и социальные сети [3].
М. Баранов отмечает, что «концепция цифрового предприятия
подразумевает полную перестройку бизнеса, включая производство,
отношения с клиентами, методы управления компанией, на основе
широкого применения цифровых технологий. Фундаментом цифрови-
зации служат глобальные технологические тренды в ИТ, кумулятив-
ный эффект которых и вызвал цифровую трансформацию…» [4].
По мнению ряда исследователей, для реализации цифрового пред-
приятия нужны новые модели организации бизнеса, позволяющие со-
здавать предприятия, деятельность которых будет базироваться
на обработке и анализе данных на основе стратегии развития, дающей
возможность не только постоянного оперативного развития предприя-
тия в меняющихся условиях окружающего мира, но и заблаговремен-
ную подготовку к будущей реорганизации на основе точных прогно-
зов, обеспечиваемых новыми информационными технологиями [5–9].
Цифровое предприятие имеет сложную структуру (рис. 1).
Международная бизнес-школа при Массачусетском технологиче-
ском институте в Кембридже, США (MIT Sloan School of Management)
совместно с одной из крупнейших консалтинговых компаний в сфере
менеджмента и информационных технологий Capgemini Consulting про-
анализировали более 400 крупных компаний — представителей разных
отраслей, чтобы понять, какое значение для них имеет цифровой биз-
нес. Результаты исследования поместили в матрицу, где в качестве од-
ного измерения взяли инвестиции в технологические инициативы, име-
ющие целью изменение операционной деятельности компании (digital
intensity), а в качестве второго — глубину преобразований в менедж-
менте (transformation management intensity) [10].