1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2017 1

УДК 336.717 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-494

Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0»

© Т.И. Кузнецова, Г.М. Иванов, О.И. Опарин

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследовано влияние информационных технологий на работу предприятий в раз-

личных сферах деятельности. Раскрыты понятие и структура цифрового пред-

приятия. Рассмотрены результаты влияния цифровых технологий на рентабель-

ность компаний. Описаны особенности цифровой трансформации российских ор-

ганизаций.

Ключевые слова:

цифровое предприятие, операционная деятельность,

ИТ-платформа

В условиях рыночной экономики информационные технологии

стирают привычные границы между рынками и определяют новые

бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая

характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции техноло-

гий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и

«умных» вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает вол-

ну инноваций во многих отраслях.

В научных публикациях о развитии сферы информационных тех-

нологий подчеркивается возрастающая роль «цифрового предприя-

тия». Грядет четвертая техническая революция, которая кардинально

изменит современные понятия о бизнесе и экономике. В этих услови-

ях компаниям, в том числе и российским, необходимо осуществить

трансформацию своих бизнес-процессов.

Сегодня необходимо решить следующие вопросы. В чем заклю-

чается четвертая техническая революция и что такое цифровое пред-

приятие? Есть ли перспективы развития у отечественных предприя-

тий или российская экономика окажется на периферии мировой ци-

вилизации в результате четвертой технической революции?

Традиционная компания превращается в организацию с «цифровым

мышлением», проходя путь цифровой трансформации. Сам продукт,

предлагаемый таким предприятием рынку, тоже становится цифровым.

Термин «цифровой» подчеркивает ключевое отличие от индустрии тре-

тьего поколения, когда ИТ использовались для автоматизации суще-

ствующих производств и бизнес-процессов. Таким образом, можно бы-

ло добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в

рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традици-

онные продукты и оказывать традиционные услуги.