Гуманитарный вестник
# 12·2017 1
УДК 336.717 DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-494
Цифровое предприятие в концепции «Индустрия 4.0»
© Т.И. Кузнецова, Г.М. Иванов, О.И. Опарин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследовано влияние информационных технологий на работу предприятий в раз-
личных сферах деятельности. Раскрыты понятие и структура цифрового пред-
приятия. Рассмотрены результаты влияния цифровых технологий на рентабель-
ность компаний. Описаны особенности цифровой трансформации российских ор-
ганизаций.
Ключевые слова:
цифровое предприятие, операционная деятельность,
ИТ-платформа
В условиях рыночной экономики информационные технологии
стирают привычные границы между рынками и определяют новые
бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая
характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции техноло-
гий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и
«умных» вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает вол-
ну инноваций во многих отраслях.
В научных публикациях о развитии сферы информационных тех-
нологий подчеркивается возрастающая роль «цифрового предприя-
тия». Грядет четвертая техническая революция, которая кардинально
изменит современные понятия о бизнесе и экономике. В этих услови-
ях компаниям, в том числе и российским, необходимо осуществить
трансформацию своих бизнес-процессов.
Сегодня необходимо решить следующие вопросы. В чем заклю-
чается четвертая техническая революция и что такое цифровое пред-
приятие? Есть ли перспективы развития у отечественных предприя-
тий или российская экономика окажется на периферии мировой ци-
вилизации в результате четвертой технической революции?
Традиционная компания превращается в организацию с «цифровым
мышлением», проходя путь цифровой трансформации. Сам продукт,
предлагаемый таким предприятием рынку, тоже становится цифровым.
Термин «цифровой» подчеркивает ключевое отличие от индустрии тре-
тьего поколения, когда ИТ использовались для автоматизации суще-
ствующих производств и бизнес-процессов. Таким образом, можно бы-
ло добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в
рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традици-
онные продукты и оказывать традиционные услуги.