Становление первого социалистического государства: теория и реальность
Гуманитарный вестник
# 12·2017 7
Первом Всесоюзном съезде марксистов-государственников марк-
систская теория отмирания государства была названа «бредом»
[16, с. 65]. В январе 1933 г. в речи на объединенном пленуме ЦК и
ЦКК ВКП(б) «Итоги первой пятилетки» И.В. Сталин выдвинул тезис об
отмирании государства через его максимальное усиление [17, с. 211].
Идея отмирания государства в ее марксистской интерпретации стала
восприниматься как враждебная.
Идея отмирания государства была нелогичной и с экономической
точки зрения. После трансформации частной (буржуазной) собствен-
ности в государственную государство автоматически должно было
усилиться. Это и произошло в 1930-е годы. Так, если в соответствии
с Конституцией 1918 г. было создано 18 наркоматов, к 1929 г. их ста-
ло 26, а к 1940 г. — 57. Помимо этого, действовали общесоюзные
государственные комитеты и большое количество республиканских
наркоматов.
В 1927 г., отвечая на вопросы делегаций иностранных рабочих,
И.В. Сталин говорил: «Если дать вкратце анатомию коммунистиче-
ского общества, то это будет такое общество: а) где не будет частной
собственности на орудия и средства производства, а будет собствен-
ность общественная, коллективная; б) где не будет классов и госу-
дарственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хо-
зяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация
трудящихся…»
В этих двух пунктах И.В. Сталин выступал как марксист. Но да-
лее он говорил прежде всего как крупный государственный деятель.
Задачи, которые он ставил, относились уже не к социализму или
коммунизму, а к развитому и социальному государству: «…в) где
народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на
высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского
хозяйства; г) где не будет противоположности между городом и де-
ревней, между индустрией и сельским хозяйством; д) где продукты
будут распределяться по принципу старых французских коммуни-
стов: “от каждого по способностям, каждому по потребностям”; е) где
наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благопри-
ятными для того, чтобы добиться полного расцвета; ж) где личность,
свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к
“сильным мира”, станет действительно свободной» [18, с. 134].
Теория представляет собой упрощенную и абстрактную модель
реальности. Свой высокий статус она обретает в ходе эксперимен-
тальных доказательств. До этого любые умозаключения являются гипо-
тезой. Марксизм, безусловно, был теорией, но ограниченной опреде-
ленными хронологическими рамками (XIX в.) и регионом (Западная
Европа). К этому выводу пришли уже первые русские марксисты-
теоретики — М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве и др. Именно по