Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Становление первого социалистического государства: теория и реальность

Гуманитарный вестник

# 12·2017 7

Первом Всесоюзном съезде марксистов-государственников марк-

систская теория отмирания государства была названа «бредом»

[16, с. 65]. В январе 1933 г. в речи на объединенном пленуме ЦК и

ЦКК ВКП(б) «Итоги первой пятилетки» И.В. Сталин выдвинул тезис об

отмирании государства через его максимальное усиление [17, с. 211].

Идея отмирания государства в ее марксистской интерпретации стала

восприниматься как враждебная.

Идея отмирания государства была нелогичной и с экономической

точки зрения. После трансформации частной (буржуазной) собствен-

ности в государственную государство автоматически должно было

усилиться. Это и произошло в 1930-е годы. Так, если в соответствии

с Конституцией 1918 г. было создано 18 наркоматов, к 1929 г. их ста-

ло 26, а к 1940 г. — 57. Помимо этого, действовали общесоюзные

государственные комитеты и большое количество республиканских

наркоматов.

В 1927 г., отвечая на вопросы делегаций иностранных рабочих,

И.В. Сталин говорил: «Если дать вкратце анатомию коммунистиче-

ского общества, то это будет такое общество: а) где не будет частной

собственности на орудия и средства производства, а будет собствен-

ность общественная, коллективная; б) где не будет классов и госу-

дарственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хо-

зяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация

трудящихся…»

В этих двух пунктах И.В. Сталин выступал как марксист. Но да-

лее он говорил прежде всего как крупный государственный деятель.

Задачи, которые он ставил, относились уже не к социализму или

коммунизму, а к развитому и социальному государству: «…в) где

народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на

высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского

хозяйства; г) где не будет противоположности между городом и де-

ревней, между индустрией и сельским хозяйством; д) где продукты

будут распределяться по принципу старых французских коммуни-

стов: “от каждого по способностям, каждому по потребностям”; е) где

наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благопри-

ятными для того, чтобы добиться полного расцвета; ж) где личность,

свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к

“сильным мира”, станет действительно свободной» [18, с. 134].

Теория представляет собой упрощенную и абстрактную модель

реальности. Свой высокий статус она обретает в ходе эксперимен-

тальных доказательств. До этого любые умозаключения являются гипо-

тезой. Марксизм, безусловно, был теорией, но ограниченной опреде-

ленными хронологическими рамками (XIX в.) и регионом (Западная

Европа). К этому выводу пришли уже первые русские марксисты-

теоретики — М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве и др. Именно по