Становление первого социалистического государства: теория и реальность
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
дии Маркса нет ничего, что могло бы называться “моделью” или
“проектом” социализма, ничего, указывающего хотя бы на попытку
спрогнозировать посткапиталистическое будущее детальнее, чем
требовалось для выражения самой общей, но и наиболее принципи-
альных фундаментальных идей: социализм — система, экономиче-
ской основой которой является общественная собственность на сред-
ства производства, развивающаяся по плану» [9].
Для своего времени логика К. Маркса и Ф. Энгельса вполне по-
нятна и безупречна. В работе «Происхождение семьи, частной соб-
ственности, государства» Ф. Энгельс писал: «…государство суще-
ствует не извечно… на определенной ступени экономического разви-
тия, которая необходимо связана с расколом общества на классы,
государство стало… необходимостью. Классы исчезнут… с исчезно-
вением классов исчезнет неизбежно государство» [10]. Однако, во-
первых, предметом их научного анализа было не государство, а при-
чины неравенства и социальной несправедливости.
То, что государ-
ство является важнейшим социальным регулятором и функция
управления более важная, чем функция подавления недовольных,
К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали.
В начале 1930-х годов в Советском Союзе существовали ряд
научных, партийных и общественных организаций и обществ, зани-
мавшихся теоретическими вопросами: Коммунистическая академия,
Общество марксистов-государственников,
Отдел агитации, пропа-
ганды и печати ЦК ВКП(б). Ключевой теоретической проблемой
этих организаций и структур должен был стать анализ нового, не не-
предусмотренного марксизмом этапа, когда государство оказывалось
собственником всех средств производства, а его демократизацию
нельзя проводить (по политическим причинам). Однако эта теорети-
ческая проблема была выдавлена из дискуссионного поля развер-
нувшейся между Н.И. Бухариным и И.В. Сталиным борьбой за поли-
тическое лидерство.
Причем позиция И.В. Сталина в этой борьбе
изначально была выигрышной, поскольку он опирался на революцион-
ную идеологию прошлых лет.
В 1919 г. в плане брошюры о диктатуре пролетариата Ленин под-
черкивал, что «сопротивление эксплуататоров начинается
до
их
свержения и
обостряется
после с двух сторон» [11, с. 261, 262]. Это
положение в 1920-е годы было общепринятым. Например, будущий
лидер «правых» Н.И. Бухарин, в частности, на XIV съезде РКП(б) в
1925 г. утверждал: в деревне в связи с ростом дифференциации кре-
стьянства «на ближайший период у нас будет обострение классовой
борьбы» [12, с. 151]. И.В. Сталин был одним из немногих, кто эту по-
зицию не поддержал [13, с. 178, 179]. Однако в 1928–1929 гг. все из-
менилось с точностью до наоборот: Н.И. Бухарин выступил в защиту