И.А. Щеглов
8
Гуманитарный вестник
# 8·2017
ливает в себе общественные модели (культуру, правила, предписания
и т. д.) для включения и функционирования в социальной среде, он
черпает себя из нее [12, с. 85, 86].
В российской социологии наблюдается деление условий социали-
зации личности на позитивные и негативные. Возникает вопрос —
что означают позитивные или негативные условия социализации?
И те, и другие являются обучающими, поставляют необходимые
практики для самоконструирования в личностно-жизненном про-
странстве. Человек изначально оказывается в определенных макро-
(географические, социокультурные, национальные) и микроусловиях
(семья, ближайшее социальное окружение). И он черпает себя из
этой данности условий как изначально обучающих и отправных для
дальнейшего развития и социализации.
Во-вторых, человек испытывает на себе различные воздействия
социальной среды, но не все из этого многообразия включается
в процесс социализации личности.
Потенциал социальной среды может нести в себе как позитивное,
так и негативное для конкретной личности содержание — ценностно-
смысловое, психологическое. Социализационный потенциал среды
полагает выбранные, внутренне переработанные и включенные в струк-
туру личности социальные практики в качестве ресурса для самокон-
струирования; справедливо сказать, что социализационный потенциал
заряжает, подпитывает, дополняет, поддерживает, наполняет человека
в ценностно-содержательном и психологическом плане.
Ресурсный подход позволяет не только преодолеть имеющиеся
в русле педагогической парадигмы недостатки в области осмысления
социализации личности, но также оптимизировать актуализируемые
в современную эпоху технологии социализации личности — разви-
тия и саморазвития, личностно-ориентированный, ценностный, соци-
ально-информационный подходы.
ЛИТЕРАТУРА
Воронцова Е.А. Социология социализации: проблемы и перспективы раз-
вития науки в современной России.
Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта
, 2010, № 12, с. 36–41.
Тесленко А.Н. Социализация молодежи: проблемы и перспективы соци-
ально-педагогических исследований.
Казанский педагогический журнал
,
2015, № 5, с. 112–117.
Мудрик А.В. Психолого-педагогические особенности социализации лично-
сти в условиях российского социума.
Вестник Академии права и
управле-
ния
, 2010, № 18, с. 165–173.
Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспита-
ния молодежи в условиях реформ.
Социально-политический журнал
, 1998,
№ 1, с. 148–154.
Фомин В.Н. К определению понятия личностного потенциала.
Знание. По-
нимание. Умение
, 2013, № 4, с. 244–249.