Ресурсный подход к социализации в социологии как альтернатива
Гуманитарный вестник
# 8·2017 5
шает его представительства в пространстве социализации. Автор
имеет в виду следующее.
В статистическом понимании чем богаче и разнообразнее соци-
альная среда, тем выше шансы получить ресурсную — содержатель-
но обогащенную и одухотворенную — личность. Означает ли это,
что чем богаче и разнообразнее социальная среда, тем она ресурснее
для личности? С таким положением можно согласиться лишь теоре-
тически.
Понятия избыточности, обогащенности (внешнего присутствия
в лице социальных акторов, субъектов) — условны. Они не предпо-
лагают абстрактно высокие состояния и характеристики. Здесь идет
указание не на качество ресурсности, а на социализационную миссию
социальных акторов, которая заключается в оказании содействия,
поддержки личности.
Иначе говоря, для одного человека некий социальный актор вы-
ступает агентом социализации, а для другого — нет. Это означает,
что один человек видит в нем для себя питательную, ресурсную ве-
личину, а другой — нет. Здесь вопросы культуры и образования вы-
ступают в своем социологическом (на уровне общества и государ-
ства) измерении: чем выше уровень культуры в обществе, тем более
это оценивается позитивно. Иначе обстоит дело с частным сектором.
Если социальный актор не представляет интерес для конкретного че-
ловека, то в этом случае — не включается в его личностное про-
странство. Социализационный ресурс — источник самоконструиро-
вания. В его основе лежит принцип дополнительности. Таким
образом, то (тот), что (кто) обогащает, содействует развитию лично-
сти — и является в отношении нее ресурсным.
В этой связи необходимо обратиться к термину «социализацион-
ный эффект». Понимание категории «эффект социализации» различ-
но, вместе с тем имеет общую направленность. Она отождествляется
с такими понятиями, как «эффективность», «результативность» про-
цесса социализации личности (рассматривается наряду с понятием
«результат»), «социализированность», «успешная социализация»,
«социальная зрелость» [9]. Определяющим в осмыслении категории
«эффект социализации» служит понятие успешной социализации,
используемое в качестве указания на степень включенности индиви-
да в социальную среду.
В таком ключе понятие «эффект социализации» становится по су-
ти инструментом оценивания человека по заданным критериям
и несет в себе ссылку на принятые в обществе нормы, стандарты, об-
разцы. Исходя из этой логики, имеет место деление социализационно-
го эффекта на положительный, который содействует целям, задачам,
ценностям социальной среды, и отрицательный, который расходится с
ними, препятствуя их реализации.