Гуманитарный вестник
# 8·2017 1
УДК 316.61 DOI 10.18698/2306-8477-2017-8-462
Ресурсный подход к социализации в социологии
как альтернатива
© И.А. Щеглов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Доказана неосновательность утвердившегося в российской социологии осмысле-
ния социализации личности в русле общепедагогической парадигмы. Представлен
авторский взгляд на социализацию личности. В контексте понимания социализа-
ции как процесса организации внутренней структуры личности посредством по-
нятий «социализационный потенциал» и «социализационный эффект» раскрыта
суть ресурсного подхода к теории социализации личности.
Ключевые слова:
социализация личности, внутренняя структура личности, социа-
лизационный потенциал, социализационный эффект, ресурсный подход
Социализация — понятие междисциплинарное, находящееся на
стыке изучения социологии, психологии, философии. В социологии
оно занимает достойное, но неоднозначное место. Недостаточность
теории социализации в современной российской социологии заклю-
чается в том, что она строится в общепедагогическом ключе. Веду-
щими научными подходами к изучению социализации являются
субъект-объектный и субъект-субъектный.
Отождествляемый с понятием «агент» субъект социализации
предстает в роли проводника социализирующего воздействия, а объ-
ект социализации — в роли того, на кого направлено социализирован-
ное действие. Авторская позиция относительно неосновательности та-
кого подхода к проблеме социализации актуализирует потребность
альтернативных подходов к ней. В данной статье рассмотрен ресурс-
ный подход.
Возникший на Западе в 50–70-е гг. ХХ в. ресурсный подход при-
менялся в таких сферах, как экономика, психология, менеджмент, пе-
дагогика, медицина. В каждой из них он обретает свой смысл. Глав-
ный тезис ресурсного подхода в воспитании — устойчивый успех как
достижение поставленной цели. В чем заключаются значение и смысл
ресурсного подхода применительно к теории и практике социализа-
ции? Представим авторское видение ответа на этот вопрос.
Исследователи справедливо признают отсутствие целостной кон-
цепции социализации [1, с. 38]. Наряду с этим стремление «осмыс-
лить социализацию как явление педагогическое» [2, с. 113] уязвимо.
В российской социологии наблюдается общая тенденция: воспи-
тание рассматривается как составная часть процесса социализации,
а социализация — как более широкое по отношению к воспитанию