И.А. Щеглов
6
Гуманитарный вестник
# 8·2017
Определение социализации как процесса усвоения человеком
норм, стандартов, ценностей общества, в котором он живет, недоста-
точно. Тем не менее именно такой тип определения доминирует
в современной российской социологии. Подчеркнем: социализацион-
ный эффект обладает собственным запасом прочности и избыточно-
сти. Он может быть высоким при низких показателях дисциплиниро-
ванности и низким на фоне дисциплинарных успехов индивида.
Социализационный эффект можно рассматривать в двух измере-
ниях: социально-психологическом и ценностно-содержательном.
В основе первого — социальное окружение, социальная атмосфера,
социально-психологический климат, характер межличностных отно-
шений, организации труда. В основе второго — ценностно-смысловое
содержание человеческих ресурсов.
Социализационные процессы строятся на кооперативных эффек-
тах, на взаимопитании ресурсов. Человек есть ресурс как для себя,
так и для мира. В основе социализации лежит питательный ресурс,
т. е. обусловливаемый эффектом насыщения внутренней структуры
личности за счет общения человека с социальной средой. «Как чело-
веческие существа мы не являемся изолированными системами. Мы
получаем извне создающую в нас энергию пищу и в результате явля-
емся частями более обширного мира, содержащего эти источники
нашей жизнеспособности» [10, c. 30].
Низкий социализационный эффект объясняется дефицитом пита-
тельной среды (в социально-психологическом, ценностно-смысловом
понимании) для конкретной личности, и наоборот.
Источниками социализационного эффекта выступают:
участники социального пространства (социальные агенты, ин-
ституты, в частности, агенты и институты социализации, значимый
Другой);
ситуация присутствия: обстоятельства, события;
состояние присутствия: условия, социальная атмосфера, соци-
альное окружение.
Социализационный эффект присутствия имеет общие черты
с иными проявлениями и формами средового присутствия:
факт присутствия, т. е. данность;
содержание присутствия, т. е. текст;
форма присутствия (образ или картина присутствия).
Также социализационный эффект имеет свою специфику, которая
схематично выглядит как:
встреча с присутствием;
впускание (в себя) присутствия;
эффект от того, что оказалось впущено.
Социализационный эффект присутствия — не просто эффект от
внешней среды и ее воздействий, а эффект от того, что из всего объ-