Ресурсный подход к социализации в социологии как альтернатива
Гуманитарный вестник
# 8·2017 7
ема окружающей социальной действительности, с которой соприка-
сается человек, оказывается впущенным в себя.
Эффект впущенного в себя присутствия измеряется тем, чего че-
ловек достигает для себя в процессе и результате общения с внешней
средой. Вопрос здесь заключается не в том, чем наполнило человека
то социальное присутствие, с которым имело место общение, а то,
что человек вынес из него для себя.
Социализационный эффект в контексте понимания социализации
как
процесса организации внутренней структуры личности
[11]
включает в себя вход и выход.
На входе — процесс отбора из существующего многообразия че-
го-то своего, т. е. близкого, приближенного к себе. Это наглядно про-
является на фоне информационного пространства, когда человек из
всего разнообразия информационных потоков ищет и выбирает то,
что ему ближе по внутриличностным (мотивационным, ценностным,
смыслосодержащим) и социально-личностным (статусно-ролевым,
половым, национальным и иным) критериям.
На выходе — перевод и оформление того, что выбрано в соб-
ственную внутреннюю структуру. Входящее социальное присутствие
непосредственно не связано с тем, что общество получает от челове-
ка на выходе, поскольку в действие вступает внутренняя переработка
впускаемого в себя присутствия, которая следует собственной логике
и зависит от индивидуальных свойств личности. В основу социали-
зационного эффекта в результате закладывается принцип дополни-
тельности. Нечто выбранное, переработанное (под себя), включенное
(в себя), дополняет саму личность. Человек дополняет себя в пользу
складывания собственного «я».
Жизненные установки, планы, приоритеты и ценности предопре-
деляют приближенность или удаленность человека в отношении обо-
зримых им форм присутствия. Направленность личности как понятие
в психологии несет в себе осознание выбранного человеком жизнен-
ного пути, отражает форму социализации личности, объединяя пер-
сонализированное (профессия, вид деятельности) и личностно-
ориентированное (предпочтения, склонности, интересы). Профессия,
специализация не просто накладывают отпечаток на человека, а яв-
ляются достижениями личности. В действие вступают понятия «жиз-
ненная траектория», «жизненное самоопределение», «личностный
рост». А понятия «жизненный успех», «карьера», «случай» работают
по принципу жизненной ситуации.
Исходя из понимания социализации личности как самоорганиза-
ции на базе социальной среды, резюмируем два основных положения.
Во-первых, потенциал социальной среды служит для потенциала
человека основой становления и развития. Человек не просто накап-