И.А. Щеглов
2
Гуманитарный вестник
# 8·2017
понятие. А.В. Мудрик выдвинул позицию, принимаемую исследова-
телями: процесс социализации рассматривается в качестве совокуп-
ности трех составляющих — стихийной социализации, относительно
направленной социализации и относительно социально контролиру-
емой социализации (воспитания) [3, с. 165, 166]. Логично предполо-
жить, что воспитание связывается с процессом управления социали-
зацией. В.В. Морозов и А.П. Скробов, в частности, пишут: «Система
воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придает
ему стройность, целеустремленность» [4, с. 148].
Перевод социализации в педагогическое русло упраздняет лич-
ность в пользу работы над ней, подчиняет процесс социализации
дисциплинарной модели. Содержание социализации сводится к про-
граммам формирования качеств личности. Предполагается, что «со-
циализация включает все многообразие воздействий социальной сре-
ды на личность…» [2, с. 114], где стихийные факторы — явление
негативное и, соответственно, требующее упразднения посредством
управленческих, организационных механизмов.
Педагогическая составляющая социализации видится автору
лишь в следующем.
Не только человек, но и социальная среда обладают избыточно-
стью. На начальных стадиях взросления индивида потребление про-
дуктов социальной среды преобладает над механизмами отдачи
вовне своего ресурсного «я», активность социальной среды возобла-
дает над активностью подрастающей личности. Поэтому определение
личности со стороны социальных агентов и институтов (например,
семьи, школы) преобладает над вопросами самоопределения.
Реализация функции социализации со стороны агентов и инсти-
тутов социализации заключается в создании условий и возможностей
для развития творческого потенциала личности. Поэтому в россий-
ском обществознании актуализируется проблема создания креатив-
ного проекта в образовании, который должен содействовать подрас-
тающей личности на ее жизненной траектории.
Потенциал (от лат.
potential
) — сила, возможность. «Анализ ро-
дового понятия “потенциал” показывает широкую палитру его при-
менений в разных сферах науки и практики…» [5, с. 244]. Толкова-
ния данного понятия отличаются в зависимости от науки, в которой
оно используется. «В обыденном сознании под потенциалом понима-
ется <…> то, что предполагает раскрытие, разворачивание, развитие
и т. п. Теоретическое осмысление этой реальности в научных работах
пока представлено достаточно фрагментарно и немногим более кон-
кретно, чем в обыденном сознании» [6, с. 40].
Социогуманитарные определения потенциала сводятся к понима-
нию, что его основу составляет ресурс, а характеристикой служит