Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

И.А. Щеглов

2

Гуманитарный вестник

# 8·2017

понятие. А.В. Мудрик выдвинул позицию, принимаемую исследова-

телями: процесс социализации рассматривается в качестве совокуп-

ности трех составляющих — стихийной социализации, относительно

направленной социализации и относительно социально контролиру-

емой социализации (воспитания) [3, с. 165, 166]. Логично предполо-

жить, что воспитание связывается с процессом управления социали-

зацией. В.В. Морозов и А.П. Скробов, в частности, пишут: «Система

воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придает

ему стройность, целеустремленность» [4, с. 148].

Перевод социализации в педагогическое русло упраздняет лич-

ность в пользу работы над ней, подчиняет процесс социализации

дисциплинарной модели. Содержание социализации сводится к про-

граммам формирования качеств личности. Предполагается, что «со-

циализация включает все многообразие воздействий социальной сре-

ды на личность…» [2, с. 114], где стихийные факторы — явление

негативное и, соответственно, требующее упразднения посредством

управленческих, организационных механизмов.

Педагогическая составляющая социализации видится автору

лишь в следующем.

Не только человек, но и социальная среда обладают избыточно-

стью. На начальных стадиях взросления индивида потребление про-

дуктов социальной среды преобладает над механизмами отдачи

вовне своего ресурсного «я», активность социальной среды возобла-

дает над активностью подрастающей личности. Поэтому определение

личности со стороны социальных агентов и институтов (например,

семьи, школы) преобладает над вопросами самоопределения.

Реализация функции социализации со стороны агентов и инсти-

тутов социализации заключается в создании условий и возможностей

для развития творческого потенциала личности. Поэтому в россий-

ском обществознании актуализируется проблема создания креатив-

ного проекта в образовании, который должен содействовать подрас-

тающей личности на ее жизненной траектории.

Потенциал (от лат.

potential

) — сила, возможность. «Анализ ро-

дового понятия “потенциал” показывает широкую палитру его при-

менений в разных сферах науки и практики…» [5, с. 244]. Толкова-

ния данного понятия отличаются в зависимости от науки, в которой

оно используется. «В обыденном сознании под потенциалом понима-

ется <…> то, что предполагает раскрытие, разворачивание, развитие

и т. п. Теоретическое осмысление этой реальности в научных работах

пока представлено достаточно фрагментарно и немногим более кон-

кретно, чем в обыденном сознании» [6, с. 40].

Социогуманитарные определения потенциала сводятся к понима-

нию, что его основу составляет ресурс, а характеристикой служит