Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, И.В. Денисова
12
Гуманитарный вестник
# 7·2017
ит дело с нейродинамическими кодами головного мозга человека
и высших животных.
Это пока единственный из известных тип ко-
дов, которые обладают способностью субъективного проявления
,
внутренней обращенности. Содержащаяся в них информация пере-
живается человеком или животным как образы и различные менталь-
ные состояния. Нейродинамические коды головного мозга — это то
место, где зарождаются ощущения и другие психические пережива-
ния, которое можно именовать душой. Поэтому расшифровка нейро-
динамических кодов — магистральное направление в исследовании
проблемы сознания и мозга.
Информационный процесс в трансляционных кодах, в том числе
в различных текстах, целиком материален, он не содержит в себе иде-
альной (субъективно-реальной) компоненты. Информационный про-
цесс в нейродинамических кодах головного мозга удваивается: он су-
ществует материально как мозговая нейродинамика функциональных
систем; наряду с этим он имеет субъективное проявление, переживает-
ся субъектом как чистая информация об отражаемой реальности.
Притом, с точки зрения третьего лица (внешнего наблюдателя),
мозговой информационный процесс чисто объективен, и сторонний
наблюдатель никаких ощущений, мыслей и иных ментальных явле-
ний в мозге другого человека не обнаружит. Г. Лейбниц был прав,
когда писал: «Вы можете вообразить увеличенный мозг и войти в не-
го как в мельницу, увидеть происходящее там, но не обнаружить ни-
чего, что напоминало бы мышление» [19, c. 415]. С точки зрения пер-
вого лица (субъекта саморефлексии) мозговой информационный
процесс субъективен, т. е. в самонаблюдении он переживается как
ощущения, мышление, эмоции и другие ментальные явления. А ма-
териальный носитель этих ментальных явлений скрыт от первого ли-
ца: человек не чувствует, что его ощущения и мышление реализуют-
ся деятельностью головного мозга.
Совершено непонятно, как конкретно осуществляется субъектив-
ное проявление материального информационного процесса, т. е. как
материя становится ощущающей, а затем и мыслящей, и возникает
ментальное. Это фундаментальная нерешенная проблема философии
и науки. В англоязычной литературе эту проблему именуют трудной
проблемой сознания, и она действительно очень сложная. Можно по-
ка лишь предположить, что информационные процессы приобретают
способность к субъективному проявлению, т. е. к порождению духа,
в ходе эволюции при достижении ими какого-то критического уровня
сложности.
Иллюзия о том, что ментальное значение содержится в знаке
и тексте как их совокупности, дала о себе знать в языке, в частности,
обусловила выражение: «Знак обладает значением». В отечественной
литературе показано, что знак не может существовать без значения,