Гуманитарный вестник
# 7·2017 1
УДК 1/11/114 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-455
Наука о пространственной локализации
ментальных явлений
© Н.Н. Губанов
1
, Н.И. Губанов
2
, И.В. Денисова
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет,
Тюмень, 625023, Россия
Дана критика концепции персонализма, согласно которой, непосредственным
носителем ментальных (психических) явлений служит система перцептивно-
предметной деятельности и общественных отношений. Показано, что таким
носителем являются нейродинамические системы головного мозга, а перцептивно-
предметная деятельность является одним из условий адекватности чувственного
познания. Выявлена необоснованность распространенной в англо-американской
философии концепции расширенной психики, сторонники которой признают нали-
чие ментальных явлений в знаковых системах, которые сейчас используются
людьми. Обосновано, что трансляционные коды как системы внешних знаков не
содержат в себе ментальных компонентов и не переносят их, а вызывают по-
следние у субъектов, обладающих значениями знаков.
Ключевые слова:
персонализм, эффекторная концепция психического образа, це-
ребрализм, концепция расширенной психики, трансляционные коды, нейродинами-
ческие системы
Критика персонализма.
Проблема пространственной локализа-
ции явлений психики имеет длительную историю. В древности она
представляла собой вопрос о том, где находится душа. Демокрит
и Эпикур полагали, что душа в виде особых круглых, подвижных ато-
мов распределена по телу человека, а ее разумная часть находится в
грудной клетке. Приблизительно в 500 г. до н. э. Алкмеон в результате
открытия глазных нервов сделал вывод о том, что головной мозг —
орган мыслительной деятельности и, следовательно, душа человека
находится в его головном мозге, а с помощью глаз и глазных нервов
человек созерцает мир [1, c. 171]. В дальнейшем многие философы-
материалисты, нейрофизиологи, психологи, психиатры развивали по-
ложение о центральной мозговой локализации психических (менталь-
ных) явлений.
Однако в последнее время на Западе некоторые философы оспари-
вают это положение. Так, Дж. МакДауэлл [2], М. Беннет и П. Хэкер [3]
пишут, что ментальные характеристики нельзя приписывать мозгу.
Концепцию, согласно которой ментальная жизнь личности складыва-
ется из состояний, событий и процессов в ее мозге, т. е. мозг служит
непосредственным носителем ментальных явлений, философы назва-
ли
церебрализмом,
а концепцию, созданную ими, —
персонализмом.