Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, И.В. Денисова
8
Гуманитарный вестник
# 7·2017
И если это верно, то психика расширяется в мир» [13, p. 12]. Они
обосновывали свою идею с помощью следующего мысленного экс-
перимента. Инга узнает от друга, что в музее современного искусства
проходит интересная выставка и решает посетить ее. Она задумыва-
ется на секунду, вспоминает, что музей расположен на 53-й улице,
идет на 53-ю улицу и приходит в музей. Теперь другая ситуация. От-
то страдает от болезни Альцгеймера, и чтобы упорядочить свою
жизнь, он, подобно многим пациентам с этой болезнью, полагается
на информацию, расположенную в среде. Отто всегда берет с собой
свою записную книжку, куда бы ни пошел. Для Отто она играет ту
же роль, которую обычно выполняет биологическая память. Сегодня
Отто узнает о выставке современного искусства и решает посетить
ее. Он заглядывает в книжку и выясняет, что музей расположен на
53-й улице, идет туда и приходит в музей. На основе этого Кларк
и Чалмерс утверждают, что некоторые убеждения (т. е. ментальные
факторы) Отто могут храниться в его записной книжке.
Данная концепция расширенной психики базируется на непони-
мании природы знака, значения и сущности коммуникации. Ситуа-
ция с Отто не является уникальной: все без исключения люди поль-
зуются справочниками, книгами, тетрадями, записками, визитными
карточками, атласами, путеводителями, компьютерами, айфонами,
шпаргалками и другими информационными средствами, чтобы пра-
вильно ориентироваться в мире, давать верные ответы и совершать
адекватные действия. Принципиальной разницы между Ингой и Отто
нет: Инга помнит адрес музея, а Отто — нет. Но Инга не помнит или
не знает массу других адресов (ресторанов, кафе, парикмахерских и
т. д.). Она пользуется справочником. И в этом она ничем не отлича-
ется от Отто и других людей. Отто не помнит адрес музея, но пом-
нит, что этот адрес помещен в записную книжку. Записная книжка
Отто, справочник и другие информационные материалы Инги и дру-
гих людей — это системы знаков, которые никакой психики, мен-
тальности, мысли в себе не содержат. Эти знаки
актуализируют зна-
ния Инги, Отто и других людей, если они обладают значениями
знаков, возможно различающимися. И актуализируются они только
в сознании этих людей и нигде более.
Так что психика никуда за пре-
делы субъекта при использовании внешних кодов не выходит.
Трансляционные коды как системы внешних знаков и моделей
(схем, графиков, чертежей и др.) служат не носителями ментальных
явлений, а условием их пробуждения, актуализации. Единственным
носителем сознания (индивидуального и общественного) выступает
высокоорганизованная материя — нейродинамические системы го-
ловного мозга. Моменты идеального, как в некоторых внутрилич-
ностных кодах (нейродинамических системах головного мозга),
в трансляционных кодах отсутствуют. Эти коды не имеют внутрен-