Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого
Гуманитарный вестник
# 7·2017 9
хизма. В противоположность этой концепции в теории системного
методологического плюрализма утверждается не только наличие
внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности между различны-
ми методами, но даже отношения дополнительности между противо-
положными методами: дискурсом и интуицией, индукцией и дедук-
цией, анализом и синтезом, описанием объекта и конструированием
предмета познания, абстрагированием и идеализацией, доказатель-
ством и опровержением, логическим анализом и практической апро-
бацией научного знания [4].
В настоящее время
системно-плюралистический характер мето-
дологического знания закрепился в структуре такой новой научной
дисциплины, обязательной для изучения магистрами всех специаль-
ностей, как методология научного познания [2]. Необходимо под-
черкнуть особый статус этой дисциплины. По мнению автора, это не
имманентная часть философии, не раздел эпистемологии как фило-
софского учения о научном познании, его природе и методах, а об-
ласть общенаучного междисциплинарного знания, эмпирическое ос-
нование которой — реальная наука и ее история, а предмет —
описание многообразия научных методов, их возможностей и границ
использования. В науке нет никаких универсальных философских
методов, в ней есть только конкретно-научные методы разной степе-
ни общности. Должная наука, научное познание и научный метод
(в представлении философов) и реальная наука, созданная учеными,
оказались не только не совпадающими, но и противоречащими друг
другу. Как известно, впервые это несовпадение между должной и ре-
альной наукой было четко зафиксировано в 30-х гг. XIX в. предста-
вителями позитивизма (Конт, Спенсер, Милль). Неизбежным след-
ствием преимущественной ориентации реальной науки на получение
точной, экспериментально удостоверяемой и практически полезной
информации является то, что ученые стали рассматривать объектив-
но-истинностную характеристику получаемого в науке знания как
менее значимую, чем практическая полезность. И это отразилось
в методологических концепциях инструментализма, операционализ-
ма, бихевиоризма, прагматизма и конструктивизма. Поэтому вполне
закономерно, что уже в конце XIX в. в реальной науке было узаконе-
но вероятностное и статистическое, считавшееся таким же полно-
ценным, как и динамические теории. Впоследствии после триумфа
в первой половине XX в. квантовой механики с ее принципом не-
определенности и статистическими законами вероятностное знание
стали рассматривать как более адекватное, чем однозначное описа-
ние познаваемых объектов. Параллельно с этим в технонауках были
узаконены приблизительные модели материальных артефактов в ка-
честве вполне пригодных для использования в практической дея-