Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого
Гуманитарный вестник
# 7·2017 11
только от содержания познаваемых наукой объектов. По мере разви-
тия науки и ее методологии некоторые методы научного познания
отмирают и остаются только в исторической памяти науки (напри-
мер, экспериментально-магические методы алхимии, герменевтиче-
ские методы астрологии, чисто интроспективные методы классиче-
ской психологии и др.), а некоторые заново конструируются наукой,
открывая для развития научного познания новые возможности и пер-
спективы. Среди новых и чрезвычайно плодотворных методологиче-
ских конструктов современной науки можно назвать такие методы,
как метод симметрий при построении научных теорий, математиче-
ского моделирования, системного анализа, формализации научного
знания, компьютерного моделирования. Методологическое знание
развивается в целом по тем же законам, что и содержание самого
научного знания: единство и противоположность прерывного и не-
прерывного, инвариантного и изменчивого, абсолютного и относи-
тельного, априорного и апостериорного, индивидуального и об-
щезначимого, субъективного и объективного.
Работа выполнена при поддержке гранта 16-23-01004«a(m)»
РГНФ — БФФИ «Философско-методологические и естественнонауч-
ные основания современных биологических и экологических концепций»
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Лебедев С.А., Лебедев К.С. Существует ли универсальный научный
метод?
Вестник Тверского государственного университета
.
Сер.
Философия
, 2015, № 2, с. 56–72.
[2]
Лебедев С.А.
Курс лекций по методологии научного познания
.
Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016, 293 с.
[3]
Фейерабенд П.
Избранные труды по методологии науки
. Москва,
Прогресс, 1986, 542 с.
[4]
Степин В.С.
Философия и методология науки
. Москва, Академиче-
ский проект, 2014, 720 с.
[5]
Латур Б.
Пересборка социального
. Москва, Изд. дом Высшей школы
экономики, 2014, 384 с.
[6]
Поппер К.
Логика и рост научного знания
. Москва, Прогресс, 1983,
605 с.
Статья поступила в редакцию 05.05.2017
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Лебедев С.А. Парадигмы методологии науки и методологическая культура
ученого.
Гуманитарный вестник
, 2017, вып. 7.
http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-7-453Лебедев Сергей Александрович
— д-р филос. наук, профессор кафедры «Фило-
софия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail:
saleb@rambler.ru