Previous Page  11 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 12 Next Page
Page Background

Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого

Гуманитарный вестник

# 7·2017 11

только от содержания познаваемых наукой объектов. По мере разви-

тия науки и ее методологии некоторые методы научного познания

отмирают и остаются только в исторической памяти науки (напри-

мер, экспериментально-магические методы алхимии, герменевтиче-

ские методы астрологии, чисто интроспективные методы классиче-

ской психологии и др.), а некоторые заново конструируются наукой,

открывая для развития научного познания новые возможности и пер-

спективы. Среди новых и чрезвычайно плодотворных методологиче-

ских конструктов современной науки можно назвать такие методы,

как метод симметрий при построении научных теорий, математиче-

ского моделирования, системного анализа, формализации научного

знания, компьютерного моделирования. Методологическое знание

развивается в целом по тем же законам, что и содержание самого

научного знания: единство и противоположность прерывного и не-

прерывного, инвариантного и изменчивого, абсолютного и относи-

тельного, априорного и апостериорного, индивидуального и об-

щезначимого, субъективного и объективного.

Работа выполнена при поддержке гранта 16-23-01004«a(m)»

РГНФ — БФФИ «Философско-методологические и естественнонауч-

ные основания современных биологических и экологических концепций»

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Лебедев С.А., Лебедев К.С. Существует ли универсальный научный

метод?

Вестник Тверского государственного университета

.

Сер.

Философия

, 2015, № 2, с. 56–72.

[2]

Лебедев С.А.

Курс лекций по методологии научного познания

.

Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016, 293 с.

[3]

Фейерабенд П.

Избранные труды по методологии науки

. Москва,

Прогресс, 1986, 542 с.

[4]

Степин В.С.

Философия и методология науки

. Москва, Академиче-

ский проект, 2014, 720 с.

[5]

Латур Б.

Пересборка социального

. Москва, Изд. дом Высшей школы

экономики, 2014, 384 с.

[6]

Поппер К.

Логика и рост научного знания

. Москва, Прогресс, 1983,

605 с.

Статья поступила в редакцию 05.05.2017

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Лебедев С.А. Парадигмы методологии науки и методологическая культура

ученого.

Гуманитарный вестник

, 2017, вып. 7.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2017-7-453

Лебедев Сергей Александрович

— д-р филос. наук, профессор кафедры «Фило-

софия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. e-mail:

saleb@rambler.ru