Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого

Гуманитарный вестник

# 7·2017 5

В каждой научной дисциплине существуют четыре качественно

различных уровня научного знания:

1) чувственный уровень (данные наблюдения и эксперимента);

2) эмпирический уровень (факты и эмпирические законы изучае-

мой предметной области);

3) теоретический уровень (теоретически доказательные модели

эмпирического знания);

4) метатеоретический уровень (обоснование логической, инстру-

ментальной, практической и мировоззренческой значимости тео-

рий) [2].

Целью чувственного уровня научного познания является чув-

ственное познание объекта с помощью научных приборов различного

вида, результатом (познавательным продуктом) — данные наблюде-

ния и эксперимента над исследуемым объектом.

Цель эмпирического уровня — создание понятийной модели объ-

екта, его абстрактной дискурсной схемы, значениями терминов кото-

рой выступали бы данные наблюдения и эксперимента. Результатами

научного познания на этом уровне являются протокольные предложе-

ния, их обобщения (факты), эмпирические законы, феноменологиче-

ские теории (системы эмпирических законов). Но эмпирический уро-

вень научного познания и научного знания — это только начальная

ступень деятельности научного мышления, деятельности его рассудка.

Качественно иной уровень рационального познания в науке —

это область действия научного разума или теоретического мышле-

ния. Цель теоретического уровня научного познания — создание ло-

гически доказательных моделей и схем эмпирического знания об

объекте, дальнейшая мыслительная конструктивизация эмпирическо-

го знания с целью выделения в нем главных, наиболее существенных

связей. Результатами научного познания на этом уровне являются

идеальные объекты научных теорий, теоретические законы, теорети-

ческие принципы, логические доказательные системы знания.

Наконец, целью следующего, более высокого уровня научного зна-

ния, качественно отличного от всех предыдущих уровней, — метатео-

ретического, является анализ и обоснование конкретных научных тео-

рий с позиции их внутренней логической непротиворечивости,

полноты, общенаучной и мировоззренческой значимости, практической

эффективности. Результатами научного познания на этом уровне явля-

ются метатеории, частнонаучная и общенаучная картина мира, идеалы и

нормы научного исследования, философские основания науки.

Таким образом, каждый уровень научного знания имеет свое спе-

цифическое содержание, онтологию, которые не сводимы к содержа-

нию и онтологии других уровней. А потому каждый из уровней

научного познания и знания имеет и свою особую методологию.