Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого
Гуманитарный вестник
# 7·2017 5
В каждой научной дисциплине существуют четыре качественно
различных уровня научного знания:
1) чувственный уровень (данные наблюдения и эксперимента);
2) эмпирический уровень (факты и эмпирические законы изучае-
мой предметной области);
3) теоретический уровень (теоретически доказательные модели
эмпирического знания);
4) метатеоретический уровень (обоснование логической, инстру-
ментальной, практической и мировоззренческой значимости тео-
рий) [2].
Целью чувственного уровня научного познания является чув-
ственное познание объекта с помощью научных приборов различного
вида, результатом (познавательным продуктом) — данные наблюде-
ния и эксперимента над исследуемым объектом.
Цель эмпирического уровня — создание понятийной модели объ-
екта, его абстрактной дискурсной схемы, значениями терминов кото-
рой выступали бы данные наблюдения и эксперимента. Результатами
научного познания на этом уровне являются протокольные предложе-
ния, их обобщения (факты), эмпирические законы, феноменологиче-
ские теории (системы эмпирических законов). Но эмпирический уро-
вень научного познания и научного знания — это только начальная
ступень деятельности научного мышления, деятельности его рассудка.
Качественно иной уровень рационального познания в науке —
это область действия научного разума или теоретического мышле-
ния. Цель теоретического уровня научного познания — создание ло-
гически доказательных моделей и схем эмпирического знания об
объекте, дальнейшая мыслительная конструктивизация эмпирическо-
го знания с целью выделения в нем главных, наиболее существенных
связей. Результатами научного познания на этом уровне являются
идеальные объекты научных теорий, теоретические законы, теорети-
ческие принципы, логические доказательные системы знания.
Наконец, целью следующего, более высокого уровня научного зна-
ния, качественно отличного от всех предыдущих уровней, — метатео-
ретического, является анализ и обоснование конкретных научных тео-
рий с позиции их внутренней логической непротиворечивости,
полноты, общенаучной и мировоззренческой значимости, практической
эффективности. Результатами научного познания на этом уровне явля-
ются метатеории, частнонаучная и общенаучная картина мира, идеалы и
нормы научного исследования, философские основания науки.
Таким образом, каждый уровень научного знания имеет свое спе-
цифическое содержание, онтологию, которые не сводимы к содержа-
нию и онтологии других уровней. А потому каждый из уровней
научного познания и знания имеет и свою особую методологию.