С.А. Лебедев
10
Гуманитарный вестник
# 7·2017
тельности человека, поскольку практика, как правило, не является
строго определенной реальностью и допускает некоторые люфты или
интервалы значений своих основных параметров.
Системно-плюралистический характер современной методологии
научного познания получил четкое закрепление в структуре методо-
логии научного познания. Данная дисциплина состоит из пяти основ-
ных разделов:
1) общенаучная методология, предметом которой является опи-
сание и анализ методов научного познания, применяемых во всех об-
ластях науки;
2) отраслевая методология науки, предметом которой является
описание и анализ методов научного познания, характерных для той
или иной области научного знания (очевидно, что методы математи-
ки и логики существенно отличаются от методов естествознания,
а последние — от методов социально-гуманитарных наук, особые
методы существуют и в технических науках, а также в междисци-
плинарных исследованиях);
3) уровневая методология науки, предметом которой является
описание и анализ методов различных уровней научного познания
(чувственного, эмпирического, теоретического и метатеоретического);
4) историческая методология науки, предметом которой является
описание и анализ методов научного познания в различных культур-
но-исторических типах и состояниях науки;
5) дисциплинарная методология науки, предметом которой явля-
ется описание и анализ методов различных научных дисциплин. Этот
раздел методологии научного познания является настолько конкрет-
ным, а его методы так жестко привязаны к содержанию той или иной
научной дисциплины, что он только фиксируется, но уже не излага-
ется в рамках общенаучной методологии. Знание о конкретных мето-
дах отдельных научных дисциплин не имеет общенаучного методо-
логического статуса: студенты получают информацию об этих
методах вместе с изложением самого содержания каждой из дисци-
плин. Таким же образом оно усваивается начинающим ученым.
Важнейшей чертой методологической культуры современного
ученого является не только понимание системно-плюралистической
природы методологического знания, но также конструктивного и ис-
торического характера этого вида знания. Методологическая культу-
ра современного ученого предполагает осознание важного обстоя-
тельства, что все идеалы и нормы научного исследования имеют
социально-исторический, конструктивный или конвенциональный
(консенсуально-научный) характер [2]. Обращение к реальной исто-
рии науки убедительно свидетельствует о том, что методологические
представления ученых развиваются вместе с содержанием науки, ме-
тодологическое знание не является ни априорным, ни зависящим