Парадигмы методологии науки и методологическая культура ученого
Гуманитарный вестник
# 7·2017 3
гой стороны, это неопозитивизм и постпозитивизм (Карнап, Рейхен-
бах, Нагель, Поппер, Лакатос), а также концепция гипотетико-
дедуктивного метода как универсального метода науки. Обе эти мони-
стические концепции методологии науки не выдержали сравнения
с реальной наукой. Марксистско-ленинская методология науки оказа-
лась несостоятельной, в первую очередь потому, что наука имеет дело
с изучением и описанием свойств и закономерностей не только разви-
вающихся объектов и систем, но и просто изменяющихся или даже
покоящихся. Развивающиеся системы как объекты исследования
науки представлены лишь незначительным числом естественных и со-
циальных наук в огромном объеме дисциплин современной науки,
а практика не является универсальным критерием истинности всех ви-
дов научного знания (математики, логики, фундаментальных теорий
естествознания, аналитического знания, метатеорий). Практика в форме
материального эксперимента — критерий истинности лишь научных
фактов и эмпирических законов благодаря принципиальной возможно-
сти неограниченного числа повторов того или иного эксперимента. Но
эксперимент уже не может быть критерием истинности даже частных
научных теорий, поскольку последние применяют не к реальным и даже
не к эмпирическим, а к идеальным объектам.
Если практику понимать в более широком смысле, а именно как
любого рода материальную деятельность, то она все равно не являет-
ся и не может быть в принципе универсальным критерием истинно-
сти научного знания. В таком случае практика — это критерий ис-
тинности только технических и технологических наук, связанных
с проектированием и материальным воплощением различных видов
техники, технологий, приборов, сооружений и других артефактов.
Поскольку количество технических и технологических дисциплин
занимает сегодня в общем объеме научного знания львиную долю, а
техническим и технологическим знанием может быть и является не
только знание, основанное на естественно-научных теориях, но и на
социальных и гуманитарных теориях (социальные, политические, об-
разовательные, экономические, гуманитарные технологии, вычисли-
тельная математика), создается психологическая иллюзия универ-
сальности практики как критерия истинности. На самом деле
практика является лишь одним из многих критериев истинности раз-
личных видов научного знания.
В современной методологии науки было также сформулировано
два варианта плюралистической парадигмы:
1) анархистская методология науки (Фейерабенд), сторонники
которой отрицали необходимость какого-либо нормативного регули-
рования научно-познавательной деятельности и оправдывали мето-
дологический плюрализм в науке по принципу «Go anything»;
2) системный методологический плюрализм (Степин и др.) [3, 4].