Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

С.А. Лебедев

6

Гуманитарный вестник

# 7·2017

В современной науке, наряду с общенаучными методами получения

и обоснования знания, используемыми во всех областях науки и на всех

уровнях научного познания (анализ, синтез, моделирование, конструи-

рование, отождествление, различение, сравнение и др.), существуют

также методы, которые привязаны к содержанию только какого-либо

одного уровня научного познания [2]. Например, специфическими ме-

тодами чувственного уровня научного познания являются научное

наблюдение (систематическое наблюдение с использованием научных

приборов), эксперимент (создание максимально контролируемых усло-

вий воздействия на познаваемый объект и изучение последствий этого

воздействия) и физическое измерение свойств объектов с помощью

определенных измерительных процедур. Методами эмпирического

уровня научного познания, первого уровня рационального познания

в науке, являются абстрагирование, индукция, классификация, эмпири-

ческий анализ, эмпирический синтез, эмпирическое моделирование,

аналогия, гипотеза эмпирического закона, экстраполяция, эмпирическое

объяснение, эмпирическое предсказание и др. Кластер методов теоре-

тического уровня научного познания образуют идеализация, конструк-

тивное введение теоретических объектов, логическая редукция, дедук-

тивно-аксиоматический метод, генетически-конструктивный метод,

математическая гипотеза, метод симметрий, метод принципов, метод

восхождения от абстрактного к конкретному, диалектический метод.

Специфическими методами метатеоретического уровня познания

в науке являются парадигмальное, общенаучное и философское обосно-

вание научных теорий. Таким образом, природа метода в науке опреде-

ляется не только объектом и общими целями научного познания, но

и тем, на каком уровне научно-познавательной рефлексии ученый имеет

дело с изучаемыми объектами. Например, очевидно, что формализация

как метод научного познания уместна только на метатеоретическом

уровне исследования (да и то в основном только в математике или ло-

гике), но отнюдь не на теоретическом, а тем более — эмпирическом или

чувственном уровнях научного познания. Столь же очевидно, что фило-

софская рефлексия научного знания вполне уместна и даже необходима

на метатеоретическом уровне познания, но она бессмысленна на уров-

нях чувственного познания объекта, его эмпирического моделирования,

а во многих случаях и на уровне построения частных теорий.

Вышесказанное означает, что методологическая истина в науке так

же конкретна, как и все другие ее истины. Разбиение методов научно-

го познания по различным уровням отражает реальную практичес-

кую специфику качественно разных видов познавательной деятельно-

сти [5]. Например, методы проведения эксперимента и обеспечение

воспроизводства одних и тех же наблюдений при повторяющихся экс-

периментальных условиях — это один вид научной практики и разде-