С.А. Лебедев
6
Гуманитарный вестник
# 7·2017
В современной науке, наряду с общенаучными методами получения
и обоснования знания, используемыми во всех областях науки и на всех
уровнях научного познания (анализ, синтез, моделирование, конструи-
рование, отождествление, различение, сравнение и др.), существуют
также методы, которые привязаны к содержанию только какого-либо
одного уровня научного познания [2]. Например, специфическими ме-
тодами чувственного уровня научного познания являются научное
наблюдение (систематическое наблюдение с использованием научных
приборов), эксперимент (создание максимально контролируемых усло-
вий воздействия на познаваемый объект и изучение последствий этого
воздействия) и физическое измерение свойств объектов с помощью
определенных измерительных процедур. Методами эмпирического
уровня научного познания, первого уровня рационального познания
в науке, являются абстрагирование, индукция, классификация, эмпири-
ческий анализ, эмпирический синтез, эмпирическое моделирование,
аналогия, гипотеза эмпирического закона, экстраполяция, эмпирическое
объяснение, эмпирическое предсказание и др. Кластер методов теоре-
тического уровня научного познания образуют идеализация, конструк-
тивное введение теоретических объектов, логическая редукция, дедук-
тивно-аксиоматический метод, генетически-конструктивный метод,
математическая гипотеза, метод симметрий, метод принципов, метод
восхождения от абстрактного к конкретному, диалектический метод.
Специфическими методами метатеоретического уровня познания
в науке являются парадигмальное, общенаучное и философское обосно-
вание научных теорий. Таким образом, природа метода в науке опреде-
ляется не только объектом и общими целями научного познания, но
и тем, на каком уровне научно-познавательной рефлексии ученый имеет
дело с изучаемыми объектами. Например, очевидно, что формализация
как метод научного познания уместна только на метатеоретическом
уровне исследования (да и то в основном только в математике или ло-
гике), но отнюдь не на теоретическом, а тем более — эмпирическом или
чувственном уровнях научного познания. Столь же очевидно, что фило-
софская рефлексия научного знания вполне уместна и даже необходима
на метатеоретическом уровне познания, но она бессмысленна на уров-
нях чувственного познания объекта, его эмпирического моделирования,
а во многих случаях и на уровне построения частных теорий.
Вышесказанное означает, что методологическая истина в науке так
же конкретна, как и все другие ее истины. Разбиение методов научно-
го познания по различным уровням отражает реальную практичес-
кую специфику качественно разных видов познавательной деятельно-
сти [5]. Например, методы проведения эксперимента и обеспечение
воспроизводства одних и тех же наблюдений при повторяющихся экс-
периментальных условиях — это один вид научной практики и разде-