Гуманитарный вестник
# 7·2017 1
УДК 007 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-453
Парадигмы методологии науки
и методологическая культура ученого
© С.А. Лебедев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены методологическая культура ученого, ее содержание, условия форми-
рования. Реконструированы основные парадигмы методологии науки: монистиче-
ская, плюралистическая и их варианты. Показана принципиальная невозможность
реализации монистической парадигмы методологии науки в реальной науке. Это
обусловлено двумя факторами: качественным разнообразием объектов научного по-
знания и структурным разнообразием областей, уровней, научных дисциплин и видов
научного знания. Дан критический анализ плюралистической парадигмы методоло-
гии науки в ее анархистском варианте (П. Фейерабенд). Обоснована системно-
плюралистическая модель методологии науки в качестве наиболее адекватной ре-
альной науке.
Ключевые
слова:
научный метод, методология науки, методологическая культура
ученого, парадигмы методологии науки, структура современной методологии
науки
В истории методологии науки издавна конкурируют две методоло-
гические парадигмы: монизм и плюрализм. Согласно монистической
парадигме, научное познание должно отличаться от всех других спосо-
бов человеческого познания (обыденного, мифологического художе-
ственного, религиозного, философского и др.) неким универсальным
специфическим именно для науки методом. Согласно плюралистиче-
ской парадигме, такого универсального метода не существует, а в ре-
альном научном познании используется большое количество разных,
в том числе противоположных по своим функциям, методов получения
и обоснования знания: опыта и мышления, наблюдения и описания, ин-
дукции и дедукции, анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации,
констатации и интерпретации, обобщения и конкретизации, подтвер-
ждения и опровержения, гипотез и выводов, материального и мыслен-
ного эксперимента, интуиции и логики, проектирования и его мате-
риальной реализации и др. В рамках плюралистической парадигмы
термин «научный метод» интерпретируется не как понятие или обозна-
чение некоего универсального метода, а лишь как собирательный тер-
мин, определяющий множество разных средств познания, используе-
мых в науке [1]. Существует несколько вариантов развития и
обоснования указанных парадигм [2].
Две основные версии монистической парадигмы — эмпирическая
и рационалистическая. В рамках эмпиризма — это два варианта ин-
дуктивистской методологии: классический индуктивизм (Бэкон,