Гуманитарный вестник
# 6·2017 1
УДК 378 DOI 10.18698/2306-8477-2017-6-449
Навык проведения презентации и самопрезентации
как необходимый элемент обучения иностранному языку
в нелингвистическом вузе
© А.А. Забровская, Е.А. Рублева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрен вопрос о педагогических и методических аспектах формирования
навыков проведения презентации и самопрезентации на английском языке, необхо-
димых для личностного развития, трудоустройства и успешной профессиональ-
ной деятельности выпускников нелингвистических вузов. Предложенные методи-
ческие рекомендации адресованы преподавателям иностранного языка и являются
результатом многолетней практической деятельности авторов по преподаванию
английского языка в техническом вузе.
Ключевые слова:
презентация, самопрезентация, речевые клише, неязыковой вуз
В условиях постоянного роста конкуренции на рынке труда умение
делать презентацию/самопрезентацию является необходимой предпо-
сылкой успешного трудоустройства и развития дальнейшей профессио-
нальной карьеры специалиста. Анализ научно-методической литерату-
ры показывает, что, хотя теоретические вопросы формирования этих
навыков исследовал ряд ученых (М. Снайдер, Р. Чалдини, И. Гофман,
И. Джонс, Т. Иттман и другие), проблема методического обеспечения
развития у студентов неязыковых вузов умений презентовать себя и ре-
зультаты своей работы и/или своих исследований до сих пор недоста-
точно изучена. Это обусловило необходимость разработки соответ-
ствующих методических рекомендаций, адресованных преподавателям
иностранного языка технических вузов.
С феноменом самопрезентации люди сталкиваются каждый день,
иногда даже не подозревая, что в подсознании у них формируется про-
ект собственного выступления. Человек по своей природе обладает
рядом качеств, позволяющих ему формировать свой образ. Этот про-
цесс происходит с младенчества естественным образом, его трудно
контролировать и прогнозировать. Такого рода презентацию называют
природной самопрезентацией
. Еще один вид презентации — заранее
спланированная, осознанная тактика представления своей личности —
подразумевает направленное применение наработанных навыков
представления себя и своего проекта. В этом случае человек готовится
к выступлению, выстраивает алгоритм действий, планирует свою
стратегию и прогнозирует результаты. Такую презентацию принято
называть
искусственной
.
Если понятие «имидж» связано с созданием статичного образа,
т. е. является определенным стоп-кадром, фиксирующим качества