Развитие профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции
9
Именно отбор и построение содержания учебного материала на
основе предметной направленности и профессиональной значимости,
а также коммуникативно-речевая ситуация развивают все компонен-
ты коммуникативной и профессионально-терминологической компе-
тенции иностранных студентов.
Несомненно, для обогащения словарного запаса иностранцев но-
выми терминами важна словарная работа, которая акцентировала бы
внимание на профессиональной терминологической лексике, пра-
вильном употреблении и написании, воспитывала бы умение и жела-
ние самостоятельно пополнять свои знания, совершенствовать соб-
ственный словарный запас, обращаться к словарям или справочникам
соответствующего характера.
Изучение особенностей коммуникативной компетенции, специ-
фики ее содержания позволяет выделить основной комплекс упраж-
нений: языковые, условно-речевые и речевые/коммуникативные, раз-
вивающие умения понимать и создавать профессионально значимые
высказывания, а также контролировать речевое поведение — оценить
речевую ситуацию, составить прогноз предстоящего сообщения, вы-
брать соответствующую форму изложения и языковые средства,
адекватные цели общения.
Таким образом, осуществление речевой коммуникации в рамках
профессионального общения предполагает наличие умений понимать
и употреблять специфический язык, важнейшей лексической состав-
ляющей которого является терминология.
В заключение необходимо отметить, что овладение специальной
терминологией на иностранном языке представляет собой сложный
и многосторонний процесс и все трудности, возникающие в процессе
ее изучения, конечно же, не исчерпываются описанными выше про-
блемами. В то же время овладение терминологией отвечает потреб-
ности общения на иностранном языке и способствует формированию
и совершенствованию иноязычной профессионально ориентирован-
ной коммуникативной и профессионально-терминологической ком-
петенции. Несомненно, что именно комплексная, многоаспектная
коммуникативная компетентность как результат формирования ее ба-
зовых составляющих — профессиональной и лингвокоммуникатив-
ной компетенций — является необходимым условием успешной реа-
лизации личности в социуме и профессии.