Развитие профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции
3
«внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой
типовой служебной задачей [4].
Компетентность в общении предполагает готовность и умение
строить контакт на разной психологической дистанции — и отстра-
нённой, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерци-
онностью позиции коммуниканта — владением какой-либо одной из
них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра
и своеобразия ситуации. Гибкость в адекватной смене психологиче-
ских позиций — один из существенных показателей компетентного
общения [7].
Компетентность во всех видах общения заключается в достиже-
нии трёх уровней адекватности партнёров — коммуникативного, ин-
терактивного и перцептивного. Следовательно, можно говорить о
различных видах компетентности в общении. Личность должна быть
направлена на обретение богатой, многообразной палитры психоло-
гических позиций, средств, которые помогают полноте самовыраже-
ния партнёров на всех уровнях адекватности — перцептивном, ком-
муникативном, интерактивном.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана
с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компе-
тентности.
Коммуникативная компетенция складывается из способностей:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной
ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально психологически программировать процесс общения,
опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) осуществлять социально-психологическое управление процес-
сами общения в коммуникативной ситуации [8].
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной си-
туации на уровне коммуникативных установок.
Коммуникативная установка партнёра — это своеобразная про-
грамма поведения личности в процессе общения. Уровень установки
может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических
интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различ-
ным событиям, отношения к форме общения, включенности партнё-
ров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется
в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темпера-
мента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоцио-
нальных оценок форм общения [7, 8].
При таком подходе к характеристике коммуникативной компе-
тенции целесообразно рассмотреть общение как системно интегри-
рующий процесс, который имеет следующие составляющие [8]:
1) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихо-
логической ситуации в условиях будущей коммуникативной деятель-