Развитие профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции
7
Искусство воспроизводит самые разнообразные модели челове-
ческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу
коммуникативной эрудиции личности. Наличие определённого уров-
ня коммуникативной компетенции позволяет личности вступать
в общение, опираясь на определённый уровень самоуважения и само-
сознания. Личность становится субъектом общения. Это означает не
только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но
и умение организовать личностное коммуникативное пространство
и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию.
Таким образом, сформированная коммуникативная компетенция,
и в первую очередь лингвокомммуникативная ее компонента, являет-
ся необходимым условием успешной реализации личности [7, 8].
Одной из немаловажных проблем современного общества стало
неумение и неспособность устанавливать и поддерживать друг с дру-
гом личные и деловые взаимоотношения. Особую значимость ком-
муникативная компетенция приобретает в сфере профессионального
общения. Здесь она связана со способностью адекватной передачи —
принятия информации; с овладением различными средствами: вер-
бальными, невербальными, личностным взаимодействием; достиже-
нием одинакового восприятия коммуникативной ситуации.
В рамках подготовки иностранных специалистов в российском
техническом вузе особое внимание необходимо уделять формирова-
нию их профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции,
иными словами, развитию навыков речевого общения в профессио-
нальной среде. Именно речь является самым универсальным сред-
ством коммуникации, источником информации и способом воздей-
ствия на собеседника. Несомненно, что в нашем случае освоение рус-
ского языка общего владения и языка специальности по профилю
получаемого образования являются главными условиями для дости-
жения успеха в учебной и последующей социально-профессиональ-
ной области деятельности иностранных студентов.
Владение иностранным языком в специальных целях подразуме-
вает не только его хорошее знание, но и умение решать целый ряд
специфических задач. Одной из таких задач, несомненно, является
овладение специальной терминологией. Коммуникативная функция
терминологической лексики заключается в обеспечении взаимопо-
нимания между специалистами в рамках соответствующих разделов
знания, а также в рамках производственно-профессиональной дея-
тельности. Поэтому точность, логичность, информативность, чистота
речи будущих специалистов зависят от качественного владения про-
фессиональной терминологией — глубины проникновения в систему
значений профессиональных понятий, умения свободно комбиниро-
вать термины на основе знания их системных связей.