Л.И. Кузнецова
6
вать собственную индивидуальную программу общения, способность
к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [4, 8].
По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникатив-
ной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1) творческое мышление;
2) культуру речевого действия;
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной
регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений;
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по
общению;
6) культуру эмоций.
Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная
компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но
основу её формирования составляет опыт человеческого общения.
Основными источниками приобретения коммуникативной компе-
тентности являются: соционормативный опыт народной культуры;
знание языков общения, используемых народной культурой; опыт
межличностного общения в бытовой сфере; опыт восприятия искус-
ства. Соционормативный опыт — это основа когнитивного компо-
нента коммуникативной компетентности личности как субъекта об-
щения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения,
которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат
(произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных
национальных культур), вводит личность в состояние когнитивного
диссонанса. А это рождает противоречие между знанием норм пове-
дения в разных формах общения и тем способом, который предлагает
ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс — источник инди-
видуально-психологического торможения активности личности в
общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле
внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на
пути человеческого взаимопонимания [8].
Опыт общения занимает особое место в структуре коммуника-
тивной компетенции личности. С одной стороны, он социален и
включает нормы и ценности культуры, с другой — индивидуален,
поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных спо-
собностях и психологических событиях, связанных с общением,
в жизни личности.
Динамический аспект этого опыта составляет процессы социали-
зации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечиваю-
щие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций
на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль иг-
рает овладение социальными ролями: организатора, участника обще-
ния и т. п. И здесь очень важен опыт восприятия искусства [8].