Л.И. Кузнецова
4
ности, выявление возможных социальных, социально-психологичес-
ких и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столк-
нуться личности при общении);
2) коммуникативно-программирующую (подготовка программы
общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и
дистанции общения);
3) коммуникативно-организационную (организация внимания
партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной актив-
ности и т. д.);
4) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной
ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз
развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной
индивидуальной программе общения).
Каждая из этих составляющих требует специального анализа, од-
нако рамки изложения концепции дают возможность остановиться
только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматри-
вается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.
Коммуникативно-исполнительское мастерство личности прояв-
ляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоя-
тельных умения: найти адекватную теме общения коммуникативную
структуру, соответствующую цели общения, и реализовать комму-
никативный замысел непосредственно в общении, т. е. продемон-
стрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [8].
В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявля-
ются многие её навыки, и прежде всего навыки эмоционально-психо-
логического саморегулирования как управления своей психофизиче-
ской органикой, в результате чего личность достигает адекватных
коммуникативно-исполнительской деятельности и эмоционально-
психологического состояния.
Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой
на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой
на ситуацию общения означает прежде всего перевод эмоций челове-
ка в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [8].
В процессе эмоционально-психологической саморегуляции сле-
дует различать три фазы: длительное эмоциональное «заражение»
проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения;
эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разра-
ботки модели своего поведения и программы предстоящего общения;
оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обста-
новке общения.
Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает ха-
рактер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными
и экспрессивными навыками, которые также составляют необходи-
мую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она про-