Развитие профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции иностранных студентов в техническом вузе - page 5

Развитие профессиональной и лингвокоммуникативной компетенции
5
является в умении остро, активно реагировать на изменения обста-
новки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоцио-
нального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоци-
ональный настрой личности прямо зависят от содержания и резуль-
тативности общения [8].
Перцептивные навыки личности проявляются в умении управ-
лять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать со-
циально-психологический настрой партнёров по общению; устанав-
ливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозиро-
вать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмо-
ционально-психологические реакции партнёров по общению и даже
прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достиг-
нуть цели общения [2].
Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской дея-
тельности принято рассматривать как систему умений, создающих
единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-
психологических процессов. По своей сути, это навыки самоуправле-
ния выразительной сферой коммуникативно-исполнительской дея-
тельности.
Связь эмоционально-психологической саморегуляции с вырази-
тельностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психо-
логического состояния. Это стремление и обеспечивает внешнее по-
ведение, выразительные действия личности в общении. Экспрессив-
ные навыки личности проявляются как культура речевых высказыва-
ний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз,
эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого
тона и речевой громкости [1, 4].
В многообразных случаях общения инвариантными составляю-
щими оказываются такие компоненты, как партнёры-участники, си-
туация, задача. Вариативность обычно связана с изменением харак-
тера самих составляющих — кто партнёр, какова ситуация или задача
и своеобразие связей между ними.
Коммуникативная компетенция как знание норм и правил обще-
ния, владения его технологией является составной частью более ши-
рокого понятия «коммуникативный потенциал личности» [8].
Коммуникативный потенциал — это характеристика возможно-
стей человека, которые и определяют качество его общения. Он
включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляю-
щие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют
развитие потребности в общении, отношение к способу общения и
коммуникативные способности — способность владеть инициативой
в общении, способность проявить активность, эмоционально откли-
каться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализо-
1,2,3,4 6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook