Л.И. Кузнецова
2
В самом общем плане компетентность в общении предполагает
развитие адекватной ориентации человека в самом себе — собствен-
ном психологическом потенциале, потенциале партнера, в коммуни-
кативных ситуациях, сферах общения [5].
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции
человека является актуальной проблемой социальной психологии и
педагогики, лингводидактики и лингвометодики, решение которой
имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и
для общества в целом.
Целью настоящей работы является раскрытие сущности комму-
никативной компетенции, в частности, лингвокоммуникативной
компетенции, выявление основных её составляющих.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучение основных средств общения, овладение которыми
формирует социально-психологическую компетенцию личности.
2. Рассмотрение средств общения, необходимых для успешного
развития лингвокоммуникативной компетенции иностранных сту-
дентов в области профессионального общения.
Для решения первой задачи целесообразно раскрыть понятие со-
циально-психологической компетенции личности и выявить психо-
логические пути её повышения.
Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого
общения [6]. Так считал Антуан де Сент-Экзюпери, об этом рассуж-
дали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной
и в наши дни. Вся жизнь людей протекает в постоянном общении.
Индивид всегда дан в контексте с другим партнером реальности, во-
ображаемым, выбранным и т. п., поэтому с этой точки зрения трудно
переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой
жизни, общества в целом [5].
Коммуникативная компетентность рассматривается как система
внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной
коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимо-
действия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариант-
ные общечеловеческие характеристики и в то же время характери-
стики, исторически и культурно обусловленные.
Развитие компетентного общения в современных условиях пред-
полагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При
этом для практики развития коммуникативной компетентности важ-
но рассмотреть такие виды общения, как служебно-деловое, или ро-
левое, и интимно-личностное. Основанием для различия является
обычно психологическая дистанция между партнёрами, это Я—ТЫ
контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а обще-
ние становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь
идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только