Становление современного гендерного подхода: философский анализ
Гуманитарный вестник
# 5·2017 9
Проблематика деконструкции самых разных текстов или их ана-
литического расчленения была разработана современным француз-
ским исследователем Ж. Деррида для того, чтобы лучше понять бы-
тие как присутствие и осуществить абсолютизацию настоящего.
Духовная культура западного мира заключена в логоцентрист-
ской установке, а потому она нуждается в аналитическом расчлене-
нии или деконструкции всех существующих текстов.
Любая деконструкция включает в себя:
•
выявление опорных понятий, позволяющих раскрыть смысло-
вые и означающие понятия;
•
осуществление анализа слоя метафор деконструированного тек-
ста, в которых прослеживается конкретная историческая эпоха;
•
анализ языка текста на основе грамматологии, что, как считает
Ж. Деррида, помогает совсем по-новому понять роль языка в жизни
современного человека [15, 16].
Разрабатывая концепцию деконструкции любого социального тек-
ста, Деррида подчеркивает, что эта методология способствует выявле-
нию скрытых в нем «спящих смыслов», а потому любой изучаемый
текст изначально невозможно представить в единственной интерпрета-
ции. Другими словами, любой текст плюралистичен в своей основе и
любое его прочтение изначально субъективно и порождает плюрализм
производимых и потребляемых смыслов, отличных от бытия [17]. Эта
точка зрения философии постмодерна обосновывает современное пред-
ставление о гендере, которое все чаще рассматривается как плюрали-
стическое ЛГБТ, т. е. множественность современных полов, возникаю-
щих на основе свободного конструирования пола субъектом.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Анализ такого сложного объекта социального познания, как гендер,
предполагает наличие самых разных дискурсов, обусловленных объ-
ектом познания, причем специалисты считают, что современный че-
ловек может достаточно свободно конструировать свой пол, исходя
из гомосексуальных, бисексуальных и транссексуальных предпочте-
ний. Эти формы поведения, с одной стороны, возникают на основе
теоретико-методологических предпочтений, разработанных специа-
листами, с другой — зависят от индивидуально-личностных предпо-
чтений самих субъектов, конструирующих свой пол. Видимо, это и
составляет существо гендерной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Филлипс Ч.Т.
Феминизм и семья. Историко-социологический анализ.
Антонов А.И., ред. Москва, Грааль, 2002, 176 с.
[2]
Жеребкина И., ред.
Введение в гендерные исследования. В 2 ч
. Харьков,
ХЦГИ, Санкт-Петербург, Алетейя, 2001.