Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Колодина

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

вания и конструирования пола и определяют основные параметры

полового неравенства. Эти исследования предполагают анализ спе-

цифики образа жизни и ценностных ориентаций женщин в разных

типах сообществ. Специалисты в этой проблематике исследуют па-

раметры взаимодействий в отношениях «пол — раса — этнос —

класс», а также выясняют эвристический потенциал разного рода

теорий, объясняющих неравенство полов в практике современной

политической, экономической, социальной и сексуальной жизни [2].

Гендерные исследования предполагают систематическое иссле-

дование базисного понятия «пол», содержание которого возникает на

основе синтетического или интегративного междисциплинарного

знания, включающего в себя половую идентичность и половое разли-

чие, проблематику полового конституирования во всех элементах со-

циальной системы и ее институтах, а также проблематику индивиду-

ально-личностного полового де- и реконструирования [3].

По мнению автора, именно философский анализ, основанный на по-

знавательных принципах современных холизма, плюрализма и толе-

рантности к любому знанию, независимо от философских школ и

направлений, способствует проведению наиболее глубоких теоретиче-

ски значимых исследований по гендерной проблематике.

В отличие от феминистических подходов, к гендерной проблема-

тике относятся в первую очередь такие исследовательские задачи,

как выявление символических и материальных обстоятельств, влия-

ющих на конструирование пола и полового неравенства; анализ спе-

цифики образа жизни и ценностных ориентаций женщин в разных

социокультурных типах обществ; изучение соотношения таких пере-

менных, как взаимодействия «пол — раса — класс»; выявление эври-

стического потенциала разного рода теорий, объясняющих неравен-

ство в экономической, социальной и сексуальной практике полов.

Другими словами, гендерные исследования являются самостоятель-

ной частью специфической интерпретации социально-гуманитарного

знания, не тождественного феминизмому, хотя во многом и связанного

с ним. Также гендерная проблематика относится к той частью социоло-

гии, которая занимается изучением семьи как социального института;

сейчас это исследовательское поле чаще всего называется фамилисти-

кой. Она имеет непосредственный выход на совокупность социально-

демографических проблем, на всю проблематику процессов преем-

ственности культуры, а значит, на вопросы социализации и адаптации

людей в современных исторически конкретных обстоятельствах.

Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная проблема-

тика имеет свои специфические исследовательские поля, предмет и

объект исследования, однако представляя часть общего гуманитарно-

го социокультурного знания, она в полной мере зависит от суще-