А.А. Колодина
2
Гуманитарный вестник
# 5·2017
вания и конструирования пола и определяют основные параметры
полового неравенства. Эти исследования предполагают анализ спе-
цифики образа жизни и ценностных ориентаций женщин в разных
типах сообществ. Специалисты в этой проблематике исследуют па-
раметры взаимодействий в отношениях «пол — раса — этнос —
класс», а также выясняют эвристический потенциал разного рода
теорий, объясняющих неравенство полов в практике современной
политической, экономической, социальной и сексуальной жизни [2].
Гендерные исследования предполагают систематическое иссле-
дование базисного понятия «пол», содержание которого возникает на
основе синтетического или интегративного междисциплинарного
знания, включающего в себя половую идентичность и половое разли-
чие, проблематику полового конституирования во всех элементах со-
циальной системы и ее институтах, а также проблематику индивиду-
ально-личностного полового де- и реконструирования [3].
По мнению автора, именно философский анализ, основанный на по-
знавательных принципах современных холизма, плюрализма и толе-
рантности к любому знанию, независимо от философских школ и
направлений, способствует проведению наиболее глубоких теоретиче-
ски значимых исследований по гендерной проблематике.
В отличие от феминистических подходов, к гендерной проблема-
тике относятся в первую очередь такие исследовательские задачи,
как выявление символических и материальных обстоятельств, влия-
ющих на конструирование пола и полового неравенства; анализ спе-
цифики образа жизни и ценностных ориентаций женщин в разных
социокультурных типах обществ; изучение соотношения таких пере-
менных, как взаимодействия «пол — раса — класс»; выявление эври-
стического потенциала разного рода теорий, объясняющих неравен-
ство в экономической, социальной и сексуальной практике полов.
Другими словами, гендерные исследования являются самостоятель-
ной частью специфической интерпретации социально-гуманитарного
знания, не тождественного феминизмому, хотя во многом и связанного
с ним. Также гендерная проблематика относится к той частью социоло-
гии, которая занимается изучением семьи как социального института;
сейчас это исследовательское поле чаще всего называется фамилисти-
кой. Она имеет непосредственный выход на совокупность социально-
демографических проблем, на всю проблематику процессов преем-
ственности культуры, а значит, на вопросы социализации и адаптации
людей в современных исторически конкретных обстоятельствах.
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерная проблема-
тика имеет свои специфические исследовательские поля, предмет и
объект исследования, однако представляя часть общего гуманитарно-
го социокультурного знания, она в полной мере зависит от суще-