Становление современного гендерного подхода: философский анализ
Гуманитарный вестник
# 5·2017 7
(дикарское) мышление позволяет раскрыть многие тайны практиче-
ского бытия и современного человека, понимая их как коллективное
бессознательное и относительно независимое от других аспектов жизни
в рамках общины. Особенность этого дикарского мышления в том, что
в нем неразрывно связаны такие сверхрациональные начала, как един-
ство эмоционально-чувственного, мифологического и изначально про-
тиворечивого понимания теоретического осмысления мира.
Формирование гендерного подхода к исследованию сексуально-
сти, благодаря работам Клода Леви-Стросса, было дополнено очень
аргументированным анализом этнографической, культурологической
по существу литературы, в которой на основе переосмысления про-
читанного новейшими исследователями делается вывод, что уже на
самых ранних стадиях развития человечества сексуальность была со-
циально конструируема и предопределена. Другими словами, уже на
заре истории человечества сформировались антагонистические и
асимметричные отношения между мужчинами и женщинами [12].
В другой известной работе К. Леви-Стросса «Основные структу-
ры родства» [13] не только исследованы вопросы возникновения
брачных отношений, но и проанализировано становление языка, симво-
лических форм, традиций, ритуалов, на базе которых образуются куль-
турные общественные институты. Брак и родство автор рассматривает
как наложение культурной организации на процесс биологического
воспроизводства человека. В работе подчеркивается значимость сексу-
альности в человеческой истории и в любом обществе, где нет и не мо-
жет быть абстрактного, бесполого индивида.
В этой работе Леви-Стросс исследует появление первобытных
сделок, главной из которых был обмен подарками, причем наиболее
ценным из них считалась женщина. Этот подарок, по мысли автора,
возник не столько из-за запрета на инцест, сколько как процесс пре-
вращения биологических явлений секса и воспроизводства человека
в конкретные социокультурные акты. Если запрет на инцест, распро-
страненный во всем мире, разделяет сексуальный выбор на категории
запрещенных и разрешенных сексуальных партнеров, то результат
дарения женщин устанавливает качественно другие формы отноше-
ний между людьми — не взаимность между дарящими, а родство —
иной тип организации, дающий власть. Леви-Стросс подчеркивает,
что если женщина является подарком, то мужчина, принимающий
участие в сделке, — это партнер, причем именно партнер наделяется
мистической силой, обеспечивающей социальные связи.
Таким образом, по мысли автора, процесс дарения становится не
биологическим, а социокультурным актом, и последующее угнетение
женщин определяется не биологическими, а социальными обстоя-
тельствами. По мнению К. Леви-Стросса, на протяжении многих сто-