Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Становление современного гендерного подхода: философский анализ

Гуманитарный вестник

# 5·2017 7

(дикарское) мышление позволяет раскрыть многие тайны практиче-

ского бытия и современного человека, понимая их как коллективное

бессознательное и относительно независимое от других аспектов жизни

в рамках общины. Особенность этого дикарского мышления в том, что

в нем неразрывно связаны такие сверхрациональные начала, как един-

ство эмоционально-чувственного, мифологического и изначально про-

тиворечивого понимания теоретического осмысления мира.

Формирование гендерного подхода к исследованию сексуально-

сти, благодаря работам Клода Леви-Стросса, было дополнено очень

аргументированным анализом этнографической, культурологической

по существу литературы, в которой на основе переосмысления про-

читанного новейшими исследователями делается вывод, что уже на

самых ранних стадиях развития человечества сексуальность была со-

циально конструируема и предопределена. Другими словами, уже на

заре истории человечества сформировались антагонистические и

асимметричные отношения между мужчинами и женщинами [12].

В другой известной работе К. Леви-Стросса «Основные структу-

ры родства» [13] не только исследованы вопросы возникновения

брачных отношений, но и проанализировано становление языка, симво-

лических форм, традиций, ритуалов, на базе которых образуются куль-

турные общественные институты. Брак и родство автор рассматривает

как наложение культурной организации на процесс биологического

воспроизводства человека. В работе подчеркивается значимость сексу-

альности в человеческой истории и в любом обществе, где нет и не мо-

жет быть абстрактного, бесполого индивида.

В этой работе Леви-Стросс исследует появление первобытных

сделок, главной из которых был обмен подарками, причем наиболее

ценным из них считалась женщина. Этот подарок, по мысли автора,

возник не столько из-за запрета на инцест, сколько как процесс пре-

вращения биологических явлений секса и воспроизводства человека

в конкретные социокультурные акты. Если запрет на инцест, распро-

страненный во всем мире, разделяет сексуальный выбор на категории

запрещенных и разрешенных сексуальных партнеров, то результат

дарения женщин устанавливает качественно другие формы отноше-

ний между людьми — не взаимность между дарящими, а родство —

иной тип организации, дающий власть. Леви-Стросс подчеркивает,

что если женщина является подарком, то мужчина, принимающий

участие в сделке, — это партнер, причем именно партнер наделяется

мистической силой, обеспечивающей социальные связи.

Таким образом, по мысли автора, процесс дарения становится не

биологическим, а социокультурным актом, и последующее угнетение

женщин определяется не биологическими, а социальными обстоя-

тельствами. По мнению К. Леви-Стросса, на протяжении многих сто-