А.А. Колодина
8
Гуманитарный вестник
# 5·2017
летий мужчины выступали как субъекты сексуальных отношений, а
женщины — как их полуобъекты (подарки), и это позволяет объяс-
нить многие обычаи, клише и личностные качества, связанные с ген-
дерными характеристиками, существующие у разных народов. За-
прет на инцест и его последствия Леви-Стросс определяет как начало
культуры. Он подчеркивает, что поражение женщин в историческом
смысле начинается с зарождения культуры, являясь ее предпосылкой.
Именно брачные сделки, подарки, а затем системы родства дают
возможность ясно понять, почему в большинстве случаев права
женщин куда менее значимы, чем права мужчин.
В рамках гендерного подхода обмен женщинами, описанный
в [13], дает возможность объяснить аспекты отношений биологиче-
ского и социального пола, так как система родства является наложе-
нием социальных, а потом и культурных цепей на часть природного
мира человека. В этом смысле становление сексуальных отношений
никогда не расценивалось как природно-естественное, а всегда опре-
делялось как социально сконструированное.
На первом, самом низком уровне социальная организация сексу-
альных отношений основывается на гендере, обязательной гетеросек-
суальности и ограничении женской сексуальности. Гендер предполагает
разделение по половому признаку, обусловленное социально. Это про-
дукт социальных отношений в области сексуальности.
Системы родства основываются на браке, что предполагает со-
здание жизнеспособных экономических единиц, состоящих по край-
ней мере из одного мужчины и одной женщины. Даже разделение
труда по половому признаку, как считает Леви-Стросс, является не
чем иным, как средством образования постоянно значимого состоя-
ния взаимозависимости между полами.
В брачных контактах производится человек, происходят его из-
менение, трансформация и историческое развитие, а вместе с тем —
подавление женской сексуальности.
Таким образом, К. Леви-Стросс на основе изучения теории род-
ства делает ряд значимых выводов не только об организации челове-
ческой сексуальности, но и об ее влиянии на общий ход истории. Он
считает наиболее значимыми предпосылками табу на инцест, обяза-
тельную гетеросексуальность, асимметричное разделение полов.
Продолжая рассматривать становление сексуальности человека
в современном мире на основе гендерного подхода, вырастающего в
том числе из работ К. Леви-Стросса, можно еще раз подчеркнуть
главный вывод классика гендерной теории Гейл Рубин: «Гендер —
это не просто идентификация человека с каким-либо полом, он пред-
полагает, что сексуальное желание должно быть направлено на про-
тивоположный пол» [14].