Previous Page  8 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Колодина

8

Гуманитарный вестник

# 5·2017

летий мужчины выступали как субъекты сексуальных отношений, а

женщины — как их полуобъекты (подарки), и это позволяет объяс-

нить многие обычаи, клише и личностные качества, связанные с ген-

дерными характеристиками, существующие у разных народов. За-

прет на инцест и его последствия Леви-Стросс определяет как начало

культуры. Он подчеркивает, что поражение женщин в историческом

смысле начинается с зарождения культуры, являясь ее предпосылкой.

Именно брачные сделки, подарки, а затем системы родства дают

возможность ясно понять, почему в большинстве случаев права

женщин куда менее значимы, чем права мужчин.

В рамках гендерного подхода обмен женщинами, описанный

в [13], дает возможность объяснить аспекты отношений биологиче-

ского и социального пола, так как система родства является наложе-

нием социальных, а потом и культурных цепей на часть природного

мира человека. В этом смысле становление сексуальных отношений

никогда не расценивалось как природно-естественное, а всегда опре-

делялось как социально сконструированное.

На первом, самом низком уровне социальная организация сексу-

альных отношений основывается на гендере, обязательной гетеросек-

суальности и ограничении женской сексуальности. Гендер предполагает

разделение по половому признаку, обусловленное социально. Это про-

дукт социальных отношений в области сексуальности.

Системы родства основываются на браке, что предполагает со-

здание жизнеспособных экономических единиц, состоящих по край-

ней мере из одного мужчины и одной женщины. Даже разделение

труда по половому признаку, как считает Леви-Стросс, является не

чем иным, как средством образования постоянно значимого состоя-

ния взаимозависимости между полами.

В брачных контактах производится человек, происходят его из-

менение, трансформация и историческое развитие, а вместе с тем —

подавление женской сексуальности.

Таким образом, К. Леви-Стросс на основе изучения теории род-

ства делает ряд значимых выводов не только об организации челове-

ческой сексуальности, но и об ее влиянии на общий ход истории. Он

считает наиболее значимыми предпосылками табу на инцест, обяза-

тельную гетеросексуальность, асимметричное разделение полов.

Продолжая рассматривать становление сексуальности человека

в современном мире на основе гендерного подхода, вырастающего в

том числе из работ К. Леви-Стросса, можно еще раз подчеркнуть

главный вывод классика гендерной теории Гейл Рубин: «Гендер —

это не просто идентификация человека с каким-либо полом, он пред-

полагает, что сексуальное желание должно быть направлено на про-

тивоположный пол» [14].