А.А. Колодина
6
Гуманитарный вестник
# 5·2017
оценки), определяющие четыре главных параметра сексуальности,
благодаря которым возникают определенные властные отношения, и,
в конечном счете, проблемы секса становятся частью властных пол-
номочий [9, 10].
К числу этих параметров М. Фуко относит сексуализацию женско-
го и детского тела, контроль рождаемости, психиатризацию девиантно-
го сексуального поведения как извращения. Посредством педагогики,
медицины, демографии и экономики все эти дискурсы стали опираться
на поддержку институтов государства и сфокусировались в семье, в ре-
зультате чего секс сделался не только мирской заботой, но и заботой
государства. В заключении работы, посвященной исследованию исто-
рии становления власти и сексуальности, Фуко пишет: «Секс стал при-
чиной, которая требовала, чтобы социальное тело как целое и виртуаль-
ным образом все его члены поместили себя под надзор» [11, c. 127].
В работе [11], а также в ряде других произведений М. Фуко по-
казывает, что в конечном счете в настоящее время сексуальность ока-
залась не свойством тел или чем-то исконно присущим человеческим
существам, а продуктом созданной специальной технологии, которая
позволяет обществу и государству существенно контролировать эту
сторону жизни каждого современного человека.
Другими словами, сексуальность производится дискурсивно власт-
ными структурами, и, в свою очередь, власть производится также ин-
ституционально (дискурсивно) посредством развертывания сексуально-
сти. По мнению Фуко, ничто не ускользает от дискурса власти, ничто не
оказывается сильнее объединяющей власти дискурса. Проблемам сек-
суальности М. Фуко уделяет большое внимание, считая, что история
сексуальности вполне может выступать как теоретический конструкт,
который помогает понять исторический процесс глубже и полнее, а
также выявить базисные основания различий мужского и женского
бытия и осмысления действительности.
Критики концепции сексуальности, предложенной М. Фуко, —
преимущественно сторонники разных феминистских точек зрения на
данную проблему — отмечают главный недостаток доводов Фуко —
его концепция сексуальности строится на социосексуальной позиции
мужчины или субъекта мужского пола и представляет собой лого-
фаллоцентристский, а не гендерный подход к проблеме.
Еще одним сторонником и защитником постструктуралистского
подхода становится культурология в анализе мужского и женского
начал и философском осмыслении позиций он — она, я — другой,
субъект — объект. Немаловажную роль здесь сыграли работы Клода
Леви-Стросса, основывающиеся на большом этнографическом мате-
риале, теоретически переосмысленном в духе новой философии и
культурологии. Автор считает, что мифологическое первобытное