Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

А.А. Колодина

6

Гуманитарный вестник

# 5·2017

оценки), определяющие четыре главных параметра сексуальности,

благодаря которым возникают определенные властные отношения, и,

в конечном счете, проблемы секса становятся частью властных пол-

номочий [9, 10].

К числу этих параметров М. Фуко относит сексуализацию женско-

го и детского тела, контроль рождаемости, психиатризацию девиантно-

го сексуального поведения как извращения. Посредством педагогики,

медицины, демографии и экономики все эти дискурсы стали опираться

на поддержку институтов государства и сфокусировались в семье, в ре-

зультате чего секс сделался не только мирской заботой, но и заботой

государства. В заключении работы, посвященной исследованию исто-

рии становления власти и сексуальности, Фуко пишет: «Секс стал при-

чиной, которая требовала, чтобы социальное тело как целое и виртуаль-

ным образом все его члены поместили себя под надзор» [11, c. 127].

В работе [11], а также в ряде других произведений М. Фуко по-

казывает, что в конечном счете в настоящее время сексуальность ока-

залась не свойством тел или чем-то исконно присущим человеческим

существам, а продуктом созданной специальной технологии, которая

позволяет обществу и государству существенно контролировать эту

сторону жизни каждого современного человека.

Другими словами, сексуальность производится дискурсивно власт-

ными структурами, и, в свою очередь, власть производится также ин-

ституционально (дискурсивно) посредством развертывания сексуально-

сти. По мнению Фуко, ничто не ускользает от дискурса власти, ничто не

оказывается сильнее объединяющей власти дискурса. Проблемам сек-

суальности М. Фуко уделяет большое внимание, считая, что история

сексуальности вполне может выступать как теоретический конструкт,

который помогает понять исторический процесс глубже и полнее, а

также выявить базисные основания различий мужского и женского

бытия и осмысления действительности.

Критики концепции сексуальности, предложенной М. Фуко, —

преимущественно сторонники разных феминистских точек зрения на

данную проблему — отмечают главный недостаток доводов Фуко —

его концепция сексуальности строится на социосексуальной позиции

мужчины или субъекта мужского пола и представляет собой лого-

фаллоцентристский, а не гендерный подход к проблеме.

Еще одним сторонником и защитником постструктуралистского

подхода становится культурология в анализе мужского и женского

начал и философском осмыслении позиций он — она, я — другой,

субъект — объект. Немаловажную роль здесь сыграли работы Клода

Леви-Стросса, основывающиеся на большом этнографическом мате-

риале, теоретически переосмысленном в духе новой философии и

культурологии. Автор считает, что мифологическое первобытное