Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Становление современного гендерного подхода: философский анализ

Гуманитарный вестник

# 5·2017 5

базовых положений, в первую очередь таких понятий-оппозиций, как

истина и ложь, брат и враг, он и она, человек и другой [7].

Исследования этой проблематики, основанные на анализе и сопо-

ставлении мужских и женских ролей в разных ситуациях и в разные

периоды истории народов и государств, позволили сделать вывод о

необходимости введения нового понятия — гендер (от англ. gender —

род), которое означает социальные отношения пола или возникшее и

социокультурно закрепившееся разделение ролей на мужские и жен-

ские. Введение этого термина позволило перейти от биологического

уровня описания пола к социальному, а значит, отойти от узкобиоло-

гического природного предназначения человека, увидеть его как со-

циальный и культурный субъект.

На основе философии постструктурализма и деконструктивизма

сложный духовный мир современного человека Запада предстает сей-

час, прежде всего, как совокупность проблем самоидентификации, са-

мопознания и самовыражения. Духовный мир отражается в особенно-

стях женской и мужской идентичности, которые могут быть закрепле-

ны в определенных культурных и интеллектуальных стереотипах.

В такой интерпретации мира гендера совсем по-другому рассмат-

ривается проблема сексуальности. Свидетельством тому являются

многочисленные работы социального философа и культуролога Ми-

шеля Фуко, написанные в 80–90-х гг. ХХ в., которые, в отличие от

многих других публикаций современных западных авторов, уже пере-

ведены на русский язык. В книгах [8, 9] М. Фуко рассматривает соци-

альное пространство как поле сил и перекресток разного рода практик

и дискурсов, что всегда предполагает наличие отношений власти.

В практической жизни и индивиды, и группы, и классы (т. е. лю-

бые элементы социальной структуры общества), с точки зрения

М. Фуко, постоянно реализуют одновременно и властные полномо-

чия, и сопротивление им. Эти подвижные и изменчивые отношения

изначально существуют как неравноправные, они представляют со-

бой именно властные отношения, которые могут существовать толь-

ко как множественность точек сопротивления, как своего рода сеть

власти [10]. И сама власть, и сопротивление ей образуют стратегиче-

ское поле, которое конституирует социальные отношения и форми-

рует власть, являющуюся позитивным условием знания.

Именно власть создает знание в виде системы дискурсов и форм

субъективности или субъектов общества. Проблема власти интересу-

ет М. Фуко в связи с тем, что в современном мире человек потерял

одну из своих, казалось бы, абсолютных свобод, — свободу секса и

свободу своего тела. Эта потеря была, по мысли автора, обеспечена

введением понятия технологии секса, представляющей собой особым

образом разработанные дискурсы (классификации, предписания или