Становление современного гендерного подхода: философский анализ
Гуманитарный вестник
# 5·2017 5
базовых положений, в первую очередь таких понятий-оппозиций, как
истина и ложь, брат и враг, он и она, человек и другой [7].
Исследования этой проблематики, основанные на анализе и сопо-
ставлении мужских и женских ролей в разных ситуациях и в разные
периоды истории народов и государств, позволили сделать вывод о
необходимости введения нового понятия — гендер (от англ. gender —
род), которое означает социальные отношения пола или возникшее и
социокультурно закрепившееся разделение ролей на мужские и жен-
ские. Введение этого термина позволило перейти от биологического
уровня описания пола к социальному, а значит, отойти от узкобиоло-
гического природного предназначения человека, увидеть его как со-
циальный и культурный субъект.
На основе философии постструктурализма и деконструктивизма
сложный духовный мир современного человека Запада предстает сей-
час, прежде всего, как совокупность проблем самоидентификации, са-
мопознания и самовыражения. Духовный мир отражается в особенно-
стях женской и мужской идентичности, которые могут быть закрепле-
ны в определенных культурных и интеллектуальных стереотипах.
В такой интерпретации мира гендера совсем по-другому рассмат-
ривается проблема сексуальности. Свидетельством тому являются
многочисленные работы социального философа и культуролога Ми-
шеля Фуко, написанные в 80–90-х гг. ХХ в., которые, в отличие от
многих других публикаций современных западных авторов, уже пере-
ведены на русский язык. В книгах [8, 9] М. Фуко рассматривает соци-
альное пространство как поле сил и перекресток разного рода практик
и дискурсов, что всегда предполагает наличие отношений власти.
В практической жизни и индивиды, и группы, и классы (т. е. лю-
бые элементы социальной структуры общества), с точки зрения
М. Фуко, постоянно реализуют одновременно и властные полномо-
чия, и сопротивление им. Эти подвижные и изменчивые отношения
изначально существуют как неравноправные, они представляют со-
бой именно властные отношения, которые могут существовать толь-
ко как множественность точек сопротивления, как своего рода сеть
власти [10]. И сама власть, и сопротивление ей образуют стратегиче-
ское поле, которое конституирует социальные отношения и форми-
рует власть, являющуюся позитивным условием знания.
Именно власть создает знание в виде системы дискурсов и форм
субъективности или субъектов общества. Проблема власти интересу-
ет М. Фуко в связи с тем, что в современном мире человек потерял
одну из своих, казалось бы, абсолютных свобод, — свободу секса и
свободу своего тела. Эта потеря была, по мысли автора, обеспечена
введением понятия технологии секса, представляющей собой особым
образом разработанные дискурсы (классификации, предписания или