А.А. Колодина
4
Гуманитарный вестник
# 5·2017
терминации человека, его сущности и творческих потенций. Гендер-
ный подход становится не только частью общетеоретического под-
хода к социальной реальности, но, по мнению апологетов гендерного
подхода, обеспечивает формирование новых эффективных социаль-
ных технологий, способствующих практическому решению склады-
вающихся в современном мире сложных процессов взаимодействия
полов и конкретных социальных коммуникаций людей разного пола
и возраста [5].
Выделение в социально-гуманитарном знании гендерного аспек-
та анализа трудовой и общественно-политической деятельности чело-
века связано с особенностями современных общепланетарных социо-
культурных процессов. Последние десятилетия XX в. были отмечены
заметным ростом участия женщин в экономической и политической
жизни мирового сообщества. Сегодня женщины владеют более чем
третью бизнеса, составляют почти половину всех работников или про-
изводительной силы среди экономически активного населения разви-
тых стран мира, более половины учащихся колледжей и около трети
студентов вузов во всех экономически развитых странах. По некото-
рым оценкам, в высокоразвитых государствах женщины достигли не-
обходимой для устойчивого развития общества «критической массы»
по уровню образования, что помогает им быть востребованными, осо-
бенно в тех обществах, которые переходят к информационному типу
культуры и реализуют во всех сферах общественной практики либе-
рально-демократические системы ценностей [6].
Определенным противовесом практики сексуальной революции,
довлевшей над Западом с середины XX в., становятся исследования
гендерной проблематики, начавшиеся с работ 70-х гг. ХХ в. Для этих
публикаций новым методологическим основанием становятся фило-
софские труды по постструктурализму и деконструктивизму.
Исследователи считают, что гендерный подход предполагает но-
вую парадигму научного знания, которое вырастает на базе нового
опыта людей, как это происходило и происходит в современных за-
падных странах. Вместе с тем специалисты по проблемам культуры
подчеркивают, что стремление некоторых, в том числе отечествен-
ных ученых, осуществить прямую трансляцию уже готового знания,
созданного в другом регионе и в других социокультурных обстоя-
тельствах на базе иного опыта, — или малоэффективно в своей осно-
ве, или попросту невозможно.
Гендерный подход к миру современного человека, являющийся
деконструктивистским и постструктуралистским, тесно связан со
всем новейшим западным миром культуры, его практическим быти-
ем. По существу — это современная философская феноменологиче-
ская традиция, возрождающая необходимость деконструкции многих