Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Становление современного гендерного подхода: философский анализ

Гуманитарный вестник

# 5·2017 3

ствующих и используемых во всем современном социально-гума-

нитарном знании методов сбора и интерпретации разнообразной

социальной информации, от конкретных эмпирических методов и тео-

рий среднего уровня до общетеоретических и теоретико-методологи-

ческих концепций, которые используют исследователи философы.

В конце XX в. становится особенно значимым теоретическое

осмысление нового понятия «гендер», которое рассматривается не как

опыт пола, а как опыт рода, и теоретики этого нового подхода подчер-

кивают, что основополагающие понятия феминизма — «мужествен-

ность» и «женственность» — имеют не биолого-анатомические, а

культурно-психологические и социальные характеристики, потому что

проявления пола и биологическая сексуальность существуют в совре-

менном научном знании как продукт социокультурных взаимодей-

ствий, значительно отличных от поведения животных.

По мнению многих теоретиков, гендерные взаимодействия воз-

никают под непосредственным влиянием исторически складывающе-

гося разделения труда и адекватных этому разделению властных,

или, как их назовут позже, политических отношений.

Становление патриархата во всех сферах жизни этносов и об-

ществ, а позже стран и государств, способствовало формированию

таких отношений между полами, которые теоретики феминизма

называют типичными властными отношениями. Они подобны многим

другим социальным отношениям, существующим в любом обществе,

где есть разноплановые трудовые, рыночные или бытовые взаимодей-

ствия, разновозрастные и межпоколенные отношения, этнонациональ-

ные, конфессиональные, социокультурные, локально-региональные и

иные регулярные социальные контакты.

В этот исторический период, который длился немало веков и

назывался патриархатом, или традиционным обществом, с точки зре-

ния феминизма, взаимодействия полов четко демонстрировали власт-

ные отношения, потому что за всех существующих членов общества

(женщин, детей, стариков, инородцев и иноземцев) мужское население

репрезентирует не только свои, но и все другие разнообразные интере-

сы, рассматривая их как собственные. Более того, в патриархальном

обществе с полной очевидностью господствует маскулинистская куль-

тура, и подрастающие поколения девочек и девушек формируют свою

систему ценностей и интересов как безусловно доминирующие ценно-

сти мужской культуры, а не равной по значимости, но другой, т. е. жен-

ской культуры. Этот культурный феномен был хорошо проанализиро-

ван М. Мид в работе «Взросление на Самоа» [4].

В настоящее время во всех областях новейшего социально-

гуманитарного знания все чаще используют гендерный подход, счи-

тая его методологическим ключом к изучению социокультурной де-