Становление современного гендерного подхода: философский анализ
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
ствующих и используемых во всем современном социально-гума-
нитарном знании методов сбора и интерпретации разнообразной
социальной информации, от конкретных эмпирических методов и тео-
рий среднего уровня до общетеоретических и теоретико-методологи-
ческих концепций, которые используют исследователи философы.
В конце XX в. становится особенно значимым теоретическое
осмысление нового понятия «гендер», которое рассматривается не как
опыт пола, а как опыт рода, и теоретики этого нового подхода подчер-
кивают, что основополагающие понятия феминизма — «мужествен-
ность» и «женственность» — имеют не биолого-анатомические, а
культурно-психологические и социальные характеристики, потому что
проявления пола и биологическая сексуальность существуют в совре-
менном научном знании как продукт социокультурных взаимодей-
ствий, значительно отличных от поведения животных.
По мнению многих теоретиков, гендерные взаимодействия воз-
никают под непосредственным влиянием исторически складывающе-
гося разделения труда и адекватных этому разделению властных,
или, как их назовут позже, политических отношений.
Становление патриархата во всех сферах жизни этносов и об-
ществ, а позже стран и государств, способствовало формированию
таких отношений между полами, которые теоретики феминизма
называют типичными властными отношениями. Они подобны многим
другим социальным отношениям, существующим в любом обществе,
где есть разноплановые трудовые, рыночные или бытовые взаимодей-
ствия, разновозрастные и межпоколенные отношения, этнонациональ-
ные, конфессиональные, социокультурные, локально-региональные и
иные регулярные социальные контакты.
В этот исторический период, который длился немало веков и
назывался патриархатом, или традиционным обществом, с точки зре-
ния феминизма, взаимодействия полов четко демонстрировали власт-
ные отношения, потому что за всех существующих членов общества
(женщин, детей, стариков, инородцев и иноземцев) мужское население
репрезентирует не только свои, но и все другие разнообразные интере-
сы, рассматривая их как собственные. Более того, в патриархальном
обществе с полной очевидностью господствует маскулинистская куль-
тура, и подрастающие поколения девочек и девушек формируют свою
систему ценностей и интересов как безусловно доминирующие ценно-
сти мужской культуры, а не равной по значимости, но другой, т. е. жен-
ской культуры. Этот культурный феномен был хорошо проанализиро-
ван М. Мид в работе «Взросление на Самоа» [4].
В настоящее время во всех областях новейшего социально-
гуманитарного знания все чаще используют гендерный подход, счи-
тая его методологическим ключом к изучению социокультурной де-