Т.П. Малькова
10
Гуманитарный вестник
# 4·2017
ной и цифровой революции возможности машинного разума, ИИ
возрастут до определенной реперной точки, когда появится сверхраз-
умный интеллект, который сможет превзойти по параметрам созна-
ние человека (технологическая сингулярность). Сверхразумный ин-
теллект будет способен создавать свои копии, более совершенные,
чем оригинал (человеческий разум), и внедрять их в киборгов. Воз-
никает далеко не праздный вопрос: удастся ли удерживать сверхра-
зум под контролем человека? Курцвейл предсказал наступление тех-
нологической сингулярности в 2045 г. К этому моменту Земля начнет
превращаться в гигантский компьютер, процесс затронет Вселенную.
Предсказания, касающиеся будущего человечества, после этого не
будут иметь смысла, поскольку история перестанет твориться чело-
веком, станет делом сверхразума, превосходящего сознание субъекта.
Природа сингулярности такова, что более конкретные прогнозы на
период после 2045 г., по мнению Курцвейла, теряют смысл [15].
Теоретики, придерживающиеся идей трансгуманизма, анализи-
руют идею технологической сингулярности и дают позитивную
оценку процессу слияния человека и техники, пишут о достижении
«настоящего рая» в ходе киборгизации [5, с. 34–36]. Трансгуманисты
не признают опасности симбиоза человека и техники, считают, что
развитие человечества переходит на качественно новый антрополо-
гический этап эволюции, на смену слабому во всех отношениях че-
ловеку придет трансчеловек, управляющий своей биологической и
ментальной природой, процессами старения, продолжительностью
жизненного цикла. Индивид сможет регулировать и усиливать спо-
собности, увеличивая возможности тела и мозга. Основатель Инсти-
тута будущего человечества профессор Оксфордского университета
Ник Бостром, рассуждая о появлении сверхразума и постчеловека,
отстаивает позитивную роль трансгуманизма [16]. Постчеловек, по
Бострому, — это потомок современного человека, модифицирован-
ный так, что он превращается в искусственное существо, в которое
встроен ИИ. При всей риторике гуманизма, декларациях об усовер-
шенствовании природы человека, вплоть до отказа от его биологиче-
ски слабой природы, возникает вопрос: не покажутся ли «отсталые»
представители рода Homo sapiens новым постлюдям низшими суще-
ствами, как, например, приматы человеку? Удастся ли найти опти-
мальный баланс сосуществования между людьми и постлюдьми, не
приведет ли киборгизация к аннигиляции человечества?
Американский специалист в области биометрических технологий
Джарон Ланир заметил опасность возможного господства постлюдей.
Он связал ее с установлением «технологического тоталитаризма».
В качестве протеста Ланир написал манифест [17]. Идеология кибер-
нетического мира, возвеличивающая роль компьютеров, глобальной