Previous Page  10 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 19 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

10

Гуманитарный вестник

# 4·2017

ной и цифровой революции возможности машинного разума, ИИ

возрастут до определенной реперной точки, когда появится сверхраз-

умный интеллект, который сможет превзойти по параметрам созна-

ние человека (технологическая сингулярность). Сверхразумный ин-

теллект будет способен создавать свои копии, более совершенные,

чем оригинал (человеческий разум), и внедрять их в киборгов. Воз-

никает далеко не праздный вопрос: удастся ли удерживать сверхра-

зум под контролем человека? Курцвейл предсказал наступление тех-

нологической сингулярности в 2045 г. К этому моменту Земля начнет

превращаться в гигантский компьютер, процесс затронет Вселенную.

Предсказания, касающиеся будущего человечества, после этого не

будут иметь смысла, поскольку история перестанет твориться чело-

веком, станет делом сверхразума, превосходящего сознание субъекта.

Природа сингулярности такова, что более конкретные прогнозы на

период после 2045 г., по мнению Курцвейла, теряют смысл [15].

Теоретики, придерживающиеся идей трансгуманизма, анализи-

руют идею технологической сингулярности и дают позитивную

оценку процессу слияния человека и техники, пишут о достижении

«настоящего рая» в ходе киборгизации [5, с. 34–36]. Трансгуманисты

не признают опасности симбиоза человека и техники, считают, что

развитие человечества переходит на качественно новый антрополо-

гический этап эволюции, на смену слабому во всех отношениях че-

ловеку придет трансчеловек, управляющий своей биологической и

ментальной природой, процессами старения, продолжительностью

жизненного цикла. Индивид сможет регулировать и усиливать спо-

собности, увеличивая возможности тела и мозга. Основатель Инсти-

тута будущего человечества профессор Оксфордского университета

Ник Бостром, рассуждая о появлении сверхразума и постчеловека,

отстаивает позитивную роль трансгуманизма [16]. Постчеловек, по

Бострому, — это потомок современного человека, модифицирован-

ный так, что он превращается в искусственное существо, в которое

встроен ИИ. При всей риторике гуманизма, декларациях об усовер-

шенствовании природы человека, вплоть до отказа от его биологиче-

ски слабой природы, возникает вопрос: не покажутся ли «отсталые»

представители рода Homo sapiens новым постлюдям низшими суще-

ствами, как, например, приматы человеку? Удастся ли найти опти-

мальный баланс сосуществования между людьми и постлюдьми, не

приведет ли киборгизация к аннигиляции человечества?

Американский специалист в области биометрических технологий

Джарон Ланир заметил опасность возможного господства постлюдей.

Он связал ее с установлением «технологического тоталитаризма».

В качестве протеста Ланир написал манифест [17]. Идеология кибер-

нетического мира, возвеличивающая роль компьютеров, глобальной