Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники
Гуманитарный вестник
# 4·2017 5
Проблема усложняется, если в структуре бытия человека наличе-
ствуют элементы встроенного ИИ, который следует рассматривать как
физический объект, флешку — носитель информации, но не полноцен-
ную субъективную реальность, сопровождаемую эмоциями, пережива-
ниями, мыслями, идеальными по способу бытия. Именно человек за-
кладывает в киборга программы, даже если они содержат концепцию
самосовершенствования объекта. Особого внимания заслуживает про-
блема гаджетов, воспринимаемых как продолжение тела пользователя и
заменяющих владельцам их интеллект, сознание. А. Иванов в романе
«Комьюнити» приходит к выводу, что «человек — это его айфон» [8].
Вторит ему В. Пелевин, утверждая, что современный человек встроен в
электронную систему, где со светящегося экрана в голову пользователя
влетают запускаемые специалистами скрипты, управляющие его созна-
нием: «Ты рождаешься чистой флешкой — и на тебя в случайном по-
рядке записываются фрагменты культурного кода, прилетающие из
информационного пространства... Нет ни злодеев, ни извращенцев,
есть только скрипты, послушно отрабатывающие одну строку кода
за другой» [9, с. 324–325]. Пелевин описывает появление виртуаль-
ного человека. «Виртуал» сидит перед экраном, работает, отдыхает,
занимается любовью, используя возможности монитора. Он воспри-
нимает информацию, обучается интерактивно, страдает от гиподина-
мии, что снижает его мозговую активность. Меняются даже бессозна-
тельные психические процессы человека. З. Фрейд к бессознательным
влечениям добавил бы влечение к гаджету. Психологи установили зави-
симость пользователей от сенсорной связи с гаджетом, большинство
владельцев включают свои айфоны через десять минут после пробуж-
дения и не расстаются с ними в течение дня.
Важен и
гносеологический аспект
исследования киборгизации,
симбиоза человека с техникой. Компьютерная и цифровая револю-
ция, использование ИИ оказали существенное влияние на познава-
тельные способности людей. Информация окружает со всех сторон,
но люди испытывают голод в знаниях. Ускоряется процесс старения
знаний, их моральный износ. Темпы старения в различных отраслях
знания не одинаковы: от 1,5–2 лет в наиболее востребованных науках
до 15 лет в фундаментальных, прикладных и даже в технических от-
раслях знания. В работе [10] Р. Кийосаки и Ш. Лектер отметили, что
в ходе обучения студентов происходит смена научной информации в
течение восемнадцати месяцев. Это увеличивает познавательную
нагрузку на студентов. Если раньше можно было заучить определен-
ный набор знаний и быть успешным специалистом на протяжении
многих лет, то сегодня «богатый папа» обязан научить мыслить, ухо-
дить от стереотипов, творить, быть креативным и всесторонне обра-
зованным человеком. Использование миниатюрных нательных ком-