Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

Проблема усложняется, если в структуре бытия человека наличе-

ствуют элементы встроенного ИИ, который следует рассматривать как

физический объект, флешку — носитель информации, но не полноцен-

ную субъективную реальность, сопровождаемую эмоциями, пережива-

ниями, мыслями, идеальными по способу бытия. Именно человек за-

кладывает в киборга программы, даже если они содержат концепцию

самосовершенствования объекта. Особого внимания заслуживает про-

блема гаджетов, воспринимаемых как продолжение тела пользователя и

заменяющих владельцам их интеллект, сознание. А. Иванов в романе

«Комьюнити» приходит к выводу, что «человек — это его айфон» [8].

Вторит ему В. Пелевин, утверждая, что современный человек встроен в

электронную систему, где со светящегося экрана в голову пользователя

влетают запускаемые специалистами скрипты, управляющие его созна-

нием: «Ты рождаешься чистой флешкой — и на тебя в случайном по-

рядке записываются фрагменты культурного кода, прилетающие из

информационного пространства... Нет ни злодеев, ни извращенцев,

есть только скрипты, послушно отрабатывающие одну строку кода

за другой» [9, с. 324–325]. Пелевин описывает появление виртуаль-

ного человека. «Виртуал» сидит перед экраном, работает, отдыхает,

занимается любовью, используя возможности монитора. Он воспри-

нимает информацию, обучается интерактивно, страдает от гиподина-

мии, что снижает его мозговую активность. Меняются даже бессозна-

тельные психические процессы человека. З. Фрейд к бессознательным

влечениям добавил бы влечение к гаджету. Психологи установили зави-

симость пользователей от сенсорной связи с гаджетом, большинство

владельцев включают свои айфоны через десять минут после пробуж-

дения и не расстаются с ними в течение дня.

Важен и

гносеологический аспект

исследования киборгизации,

симбиоза человека с техникой. Компьютерная и цифровая револю-

ция, использование ИИ оказали существенное влияние на познава-

тельные способности людей. Информация окружает со всех сторон,

но люди испытывают голод в знаниях. Ускоряется процесс старения

знаний, их моральный износ. Темпы старения в различных отраслях

знания не одинаковы: от 1,5–2 лет в наиболее востребованных науках

до 15 лет в фундаментальных, прикладных и даже в технических от-

раслях знания. В работе [10] Р. Кийосаки и Ш. Лектер отметили, что

в ходе обучения студентов происходит смена научной информации в

течение восемнадцати месяцев. Это увеличивает познавательную

нагрузку на студентов. Если раньше можно было заучить определен-

ный набор знаний и быть успешным специалистом на протяжении

многих лет, то сегодня «богатый папа» обязан научить мыслить, ухо-

дить от стереотипов, творить, быть креативным и всесторонне обра-

зованным человеком. Использование миниатюрных нательных ком-