Т.П. Малькова
16
Гуманитарный вестник
# 4·2017
Кибернетическая революция и ожидаемые прорывы в науке и
технологии требуют всестороннего философского анализа в связи с
проблемой сохранения человеческой идентичности, биосоциальной
природы человека. Футуристические прогнозы заставляют задумать-
ся о вопросах биоэтики [21, с. 5]. Актуален вопрос: приведут ли тех-
нологические прорывы к тому, что человек станет более удовлетво-
ренным своим бытием и более счастливым? И если на этот вопрос
невозможно однозначно ответить, то, безусловно, стоит утверждать,
что все усилия со стороны гуманитариев должны быть направлены на
воспитание Homo moralis, поскольку в современном мире, в век тех-
нико-технологического прогресса обнаруживается тенденция духов-
ного и нравственного отставания в развитии человека.
Праксеологический аспект
проблемы
ориентирует на всесторон-
ние усилия со стороны философов, ученых-гуманитариев и специали-
стов на развитие творчески-деятельностных и волевых компонентов
сознания людей. Сознание человека, обладающее «вектором активно-
сти», это проекция в будущее, осмысленная целеустремленность. В
эпоху киборгизации насущной потребностью общества является сти-
мулирование интенций к свободе, включая творчество человека, его
стремление быть творцом своего будущего. Воспитывая молодое
поколение, давая ему соответствующее образование, следует повы-
сить внимание к гуманитарной сфере обучения, ставить вопросы
нравственности на первый план. Отметим, что в Уставах старейшего
технического вуза России — МГТУ им. Н.Э. Баумана (ранее — Вос-
питательный дом, РУЗ, ИМТУ, МВТУ) всегда на первом месте стоя-
ло воспитание нравственности, ограждение учащихся от асоциаль-
ных влияний [22].
Рассмотренные аспекты исследования процесса киборгизации
позволяют представить общий контур возникающих трудностей,
определить проблемное поле философской рефлексии, предмет дис-
куссии по вопросу пределов симбиоза человека и техники, использо-
вать озвученные в работе практические рекомендации для тех, кто ак-
тивно включен процесс формирования новой технической реальности.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта
РГНФ № 16-23-01004.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Кибернетическая революция и шестой
технологический уклад.
Историческая психология и социология истории
,
2015, том 8, № 1, с. 172–197.
[2]
Российские кибервойска — в пятерке лучших.
Московский комсомолец
,
2017, № 27296, с. 2.
[3]
Лем Ст. Существуете ли Вы, мистер Джонс?
В защиту мира
, 1960, № 3,
с. 57–62.