Previous Page  16 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 19 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

16

Гуманитарный вестник

# 4·2017

Кибернетическая революция и ожидаемые прорывы в науке и

технологии требуют всестороннего философского анализа в связи с

проблемой сохранения человеческой идентичности, биосоциальной

природы человека. Футуристические прогнозы заставляют задумать-

ся о вопросах биоэтики [21, с. 5]. Актуален вопрос: приведут ли тех-

нологические прорывы к тому, что человек станет более удовлетво-

ренным своим бытием и более счастливым? И если на этот вопрос

невозможно однозначно ответить, то, безусловно, стоит утверждать,

что все усилия со стороны гуманитариев должны быть направлены на

воспитание Homo moralis, поскольку в современном мире, в век тех-

нико-технологического прогресса обнаруживается тенденция духов-

ного и нравственного отставания в развитии человека.

Праксеологический аспект

проблемы

ориентирует на всесторон-

ние усилия со стороны философов, ученых-гуманитариев и специали-

стов на развитие творчески-деятельностных и волевых компонентов

сознания людей. Сознание человека, обладающее «вектором активно-

сти», это проекция в будущее, осмысленная целеустремленность. В

эпоху киборгизации насущной потребностью общества является сти-

мулирование интенций к свободе, включая творчество человека, его

стремление быть творцом своего будущего. Воспитывая молодое

поколение, давая ему соответствующее образование, следует повы-

сить внимание к гуманитарной сфере обучения, ставить вопросы

нравственности на первый план. Отметим, что в Уставах старейшего

технического вуза России — МГТУ им. Н.Э. Баумана (ранее — Вос-

питательный дом, РУЗ, ИМТУ, МВТУ) всегда на первом месте стоя-

ло воспитание нравственности, ограждение учащихся от асоциаль-

ных влияний [22].

Рассмотренные аспекты исследования процесса киборгизации

позволяют представить общий контур возникающих трудностей,

определить проблемное поле философской рефлексии, предмет дис-

куссии по вопросу пределов симбиоза человека и техники, использо-

вать озвученные в работе практические рекомендации для тех, кто ак-

тивно включен процесс формирования новой технической реальности.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта

РГНФ № 16-23-01004.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Кибернетическая революция и шестой

технологический уклад.

Историческая психология и социология истории

,

2015, том 8, № 1, с. 172–197.

[2]

Российские кибервойска — в пятерке лучших.

Московский комсомолец

,

2017, № 27296, с. 2.

[3]

Лем Ст. Существуете ли Вы, мистер Джонс?

В защиту мира

, 1960, № 3,

с. 57–62.