Previous Page  13 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 19 Next Page
Page Background

Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники

Гуманитарный вестник

# 4·2017 13

На сегодня ограничения связывают с трудностями моделирования

непредсказуемых творческих процессов, которые являются загадкой

для программистов.

В связи с использованием ИИ встает проблема понимания, распо-

знавания содержательной стороны процессов материального и духов-

ного мира. Достигнет ли система понимания смысловых контекстов?

Американский философ X. Дрейфус высказал идею, что для распозна-

вания и понимания образов в системе должен существовать некий

первый контекст, но именно он и не распознается машиной, потому что

отсутствует алгоритм его осмысления [18, с. 257–263]. Опыт модели-

рования ИИ свидетельствует о том, что моделирующее устройство

способно имитировать часть функций мозга, которые поддаются алго-

ритмизации и описанию. Сама же работа по моделированию зависит

от исследований закономерностей функционирования мозга Homo

sapiens. Моделируя мозг, его структуру, функции, следует помнить,

что он является не сознанием, а его носителем, исторически и социо-

культурно сформировавшимся под воздействием необъятной сово-

купности явлений глобального, антропного, генетического, историче-

ского, культурного плана.

Появление на Земле человека, социума, культуры — эволюцион-

ные процессы, увеличивающие негэнтропийную гибкость. Мозг чело-

века по сравнению с мозгом высокоразвитых животных имеет

бо́льшую негэнтропийную гибкость, которая увеличивается благо-

даря языку — средству общения и адаптации. Социокультурные

феномены (труд, язык, коммуникация, создание артефактов матери-

альной и духовной культуры) придают человеку значительные негэн-

тропийные преимущества. Сохраняются прямые и обратные связи с

миром природы и культуры на уровне онто- и филогенеза, появляется

комплекс связей интеллектуального, морального, аксиологического

и прочего плана, способствующий выживанию и развитию человека.

Негэнтропийная гибкость культуры требует возрастания эффек-

тивности информационных каналов, объемов оперативной и долго-

срочной памяти человека и человечества. Это заставляет подклю-

чаться к социальной памяти, инфосфере, использовать преимущества

ИИ, ставить научно-технический прогресс на службу Homo sapiens,

расширять и улучшать умственные и биологические возможности

человека, избегать негативных последствий бытия людей, таких как

болезни, старение, деменция, физические и интеллектуальные пере-

грузки. Изобретение ИИ — один из путей кардинального изменения

человечества. На смену человеку придет оснащенный техническими

достижениями трансчеловек — усовершенствованный субъект, спо-

собный воспользоваться благами прогресса. Предпосылки этого про-

цесса теоретики видят в законе прогрессирующей ускоренной отдачи