Previous Page  6 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 19 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

6

Гуманитарный вестник

# 4·2017

пьютеров не только не укрощает лавину информации, а, напротив,

усиливает ее. Избыточность информационных потоков затрудняет

принятие решений, растет психофизическое напряжение стремящих-

ся к познанию субъектов. Стал очевидным феномен «интеллектуальной

гиподинамии». Низкая грамотность населения дополнилась новой фор-

мой — функциональной неграмотностью, неспособностью к понима-

нию устных и особенно письменных текстов, неумением формулиро-

вать мысли, давать определения, усваивать новые понятия.

Использование антропокомпьютерных систем и гаджетов измени-

ло связь интеллектуально-рациональных, эмоционально-сенситивных,

интуитивных составляющих в познании, трансформировались детер-

минанты познавательной деятельности, диктуемые информационной

картиной мира. Актуальными являются исследования когнитивных

аспектов компьютеризации и киборгизации, интенсифицирующих

уровень умственной напряженности. Например, человек усиливает

свои возможности за счет айфона, а киборг — за счет пальца-флешки,

электронного глаза, вживленных в тело электронных устройств, чипов,

элементов ИИ. Это обеспечивает максимальное подключение к сети и

содержащейся там информации, а также способствует передаче идей

субъектам с весьма ограниченными возможностями. Примером явля-

ется деятельность английского ученого Стивена Хокинга. Теоретик

пользуется новой системой компании Intel, в разработке технологий

которой участвовали специалисты фирмы SwiftKey. Хокинг общается

с миром с помощью действующей мышцы щеки, передающей через

датчик сигналы на компьютерный синтезатор речи.

Бинокулярная система субъект — объект познания, связующим

звеном которой является целеполагающая познавательная деятель-

ность, также трансформируется в ходе киборгизации. Субъект, соз-

дающий киборга, биоробота, вкладывает в него или во вживленные

в него подсистемы идеи, программы, превращая созданный объект в

артефакт (возможно, частичный артефакт). Соответственно про-

граммам человек вправе ожидать приемлемой реакции киборга. Но

любая система не застрахована от сбоев, потерь в программном

обеспечении и может оказаться непредсказуемой. В свою очередь,

созданный объект остается и субъектом деятельности, особого рода

поведения, когнитивной деятельности. Познание человека содержа-

тельно, зависит от многих биологических и социокультурных факто-

ров, от объекта изучения. Субъекту свойственно фиксирование зна-

ний в чувственных и понятийных образах, осмысление собственных

познавательных форм, предпосылок, предметно-объектное, объектно-

субъектное, субъектно-субъектное рассмотрение, критический взгляд

на содержание познания. Рефлексия — деятельность самопознания,

раскрывает строение и специфику духовного мира субъекта, являет-