Т.П. Малькова
6
Гуманитарный вестник
# 4·2017
пьютеров не только не укрощает лавину информации, а, напротив,
усиливает ее. Избыточность информационных потоков затрудняет
принятие решений, растет психофизическое напряжение стремящих-
ся к познанию субъектов. Стал очевидным феномен «интеллектуальной
гиподинамии». Низкая грамотность населения дополнилась новой фор-
мой — функциональной неграмотностью, неспособностью к понима-
нию устных и особенно письменных текстов, неумением формулиро-
вать мысли, давать определения, усваивать новые понятия.
Использование антропокомпьютерных систем и гаджетов измени-
ло связь интеллектуально-рациональных, эмоционально-сенситивных,
интуитивных составляющих в познании, трансформировались детер-
минанты познавательной деятельности, диктуемые информационной
картиной мира. Актуальными являются исследования когнитивных
аспектов компьютеризации и киборгизации, интенсифицирующих
уровень умственной напряженности. Например, человек усиливает
свои возможности за счет айфона, а киборг — за счет пальца-флешки,
электронного глаза, вживленных в тело электронных устройств, чипов,
элементов ИИ. Это обеспечивает максимальное подключение к сети и
содержащейся там информации, а также способствует передаче идей
субъектам с весьма ограниченными возможностями. Примером явля-
ется деятельность английского ученого Стивена Хокинга. Теоретик
пользуется новой системой компании Intel, в разработке технологий
которой участвовали специалисты фирмы SwiftKey. Хокинг общается
с миром с помощью действующей мышцы щеки, передающей через
датчик сигналы на компьютерный синтезатор речи.
Бинокулярная система субъект — объект познания, связующим
звеном которой является целеполагающая познавательная деятель-
ность, также трансформируется в ходе киборгизации. Субъект, соз-
дающий киборга, биоробота, вкладывает в него или во вживленные
в него подсистемы идеи, программы, превращая созданный объект в
артефакт (возможно, частичный артефакт). Соответственно про-
граммам человек вправе ожидать приемлемой реакции киборга. Но
любая система не застрахована от сбоев, потерь в программном
обеспечении и может оказаться непредсказуемой. В свою очередь,
созданный объект остается и субъектом деятельности, особого рода
поведения, когнитивной деятельности. Познание человека содержа-
тельно, зависит от многих биологических и социокультурных факто-
ров, от объекта изучения. Субъекту свойственно фиксирование зна-
ний в чувственных и понятийных образах, осмысление собственных
познавательных форм, предпосылок, предметно-объектное, объектно-
субъектное, субъектно-субъектное рассмотрение, критический взгляд
на содержание познания. Рефлексия — деятельность самопознания,
раскрывает строение и специфику духовного мира субъекта, являет-