Т.П. Малькова
12
Гуманитарный вестник
# 4·2017
шаны и поняты мировым сообществом. Это касается представителей
торговых компаний, продающих имплантаты всех разновидностей,
экономистов, политиков, ученых, специалистов в области высоких
технологий и ИИ, философов.
Важнейший аспект исследования процесса киборгизации —
ин-
формационный
. Существенный вклад в разработку проблемы внесен
с развитием кибернетики, информатики, синергетики, ИИ. Успехи
науки позволили моделировать психические функции человека, осо-
бенно те, которые поддаются алгоритмизации. Современные ЭВМ с
помощью соответствующих программ успешно проходят усложняю-
щиеся тесты, решают математические и логические задачи, выполня-
ют функции управления, играют в шахматы и другие игры, осу-
ществляют расчеты, могут редактировать, переводить речь и тексты
в режиме реального времени и т. д. Они способны хранить весьма
объемную информацию, находить ее и выдавать по запросу. Кибер-
нетические устройства обладают свойствами быстродействия, точно-
сти, обширной памяти, они не утомляются, что создает им преиму-
щества по сравнению с человеком.
Однако творчески-созидательные функции — по-прежнему удел
человека. У компьютера нет чувств: ему нельзя испортить или улуч-
шить настроение, повлияв на эффективность работы. Эмоции — важ-
нейший эвристический фактор деятельности человека. У машин нет
интуиции, воображения, фантазии. Удастся ли оцифровать всю со-
вокупность феноменов, называемых сознанием субъекта, эту вели-
кую парадоксальность: логическое и образное, вербальное и невер-
бальное мышление, эмоциональные, интуитивные, чувственно-
образные, волевые, творческие интенции и другие компоненты
субъективной реальности? Пока не все отмеченные задачи решаемы.
Не удалось даже расшифровать акустический код сознания из-за по-
лисемантичности языка человека, сложности мозговых нейродина-
мических паттернов. Приходится признать ограниченность возмож-
ностей кибернетических устройств в решении познавательных задач.
Данные устройства используются как средство механизации, автома-
тизации тех аспектов интеллектуальной деятельности, которые связа-
ны с алгоритмами переработки информации.
Есть ли предел машинного моделирования? Установка каких
бы то ни было ограничений неоправданна. На первых этапах, созда-
вая объекты, обладающие ИИ, ученые ориентировались на жесткие
алгоритмы. Затем стремились сформировать систему, меняющую
поведение по ситуации, способную к обучению и самообучению.
Создав ее, предположили, что моделирующее устройство не может
увеличивать количество заложенных в программу данных. Но и огра-
ничение было преодолено с появлением вероятностных устройств.