Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

12

Гуманитарный вестник

# 4·2017

шаны и поняты мировым сообществом. Это касается представителей

торговых компаний, продающих имплантаты всех разновидностей,

экономистов, политиков, ученых, специалистов в области высоких

технологий и ИИ, философов.

Важнейший аспект исследования процесса киборгизации —

ин-

формационный

. Существенный вклад в разработку проблемы внесен

с развитием кибернетики, информатики, синергетики, ИИ. Успехи

науки позволили моделировать психические функции человека, осо-

бенно те, которые поддаются алгоритмизации. Современные ЭВМ с

помощью соответствующих программ успешно проходят усложняю-

щиеся тесты, решают математические и логические задачи, выполня-

ют функции управления, играют в шахматы и другие игры, осу-

ществляют расчеты, могут редактировать, переводить речь и тексты

в режиме реального времени и т. д. Они способны хранить весьма

объемную информацию, находить ее и выдавать по запросу. Кибер-

нетические устройства обладают свойствами быстродействия, точно-

сти, обширной памяти, они не утомляются, что создает им преиму-

щества по сравнению с человеком.

Однако творчески-созидательные функции — по-прежнему удел

человека. У компьютера нет чувств: ему нельзя испортить или улуч-

шить настроение, повлияв на эффективность работы. Эмоции — важ-

нейший эвристический фактор деятельности человека. У машин нет

интуиции, воображения, фантазии. Удастся ли оцифровать всю со-

вокупность феноменов, называемых сознанием субъекта, эту вели-

кую парадоксальность: логическое и образное, вербальное и невер-

бальное мышление, эмоциональные, интуитивные, чувственно-

образные, волевые, творческие интенции и другие компоненты

субъективной реальности? Пока не все отмеченные задачи решаемы.

Не удалось даже расшифровать акустический код сознания из-за по-

лисемантичности языка человека, сложности мозговых нейродина-

мических паттернов. Приходится признать ограниченность возмож-

ностей кибернетических устройств в решении познавательных задач.

Данные устройства используются как средство механизации, автома-

тизации тех аспектов интеллектуальной деятельности, которые связа-

ны с алгоритмами переработки информации.

Есть ли предел машинного моделирования? Установка каких

бы то ни было ограничений неоправданна. На первых этапах, созда-

вая объекты, обладающие ИИ, ученые ориентировались на жесткие

алгоритмы. Затем стремились сформировать систему, меняющую

поведение по ситуации, способную к обучению и самообучению.

Создав ее, предположили, что моделирующее устройство не может

увеличивать количество заложенных в программу данных. Но и огра-

ничение было преодолено с появлением вероятностных устройств.