Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Наука и философия о возможности использования объективно-нереальных ситуаций

Гуманитарный вестник

# 3·2017 9

ации указывает на наличие знаковой формы чувственного отражения,

а условие содержания в искусственном стимуле информации о соот-

ветствующей действительности показывает, что чувственное познание

имеет в целом образный характер.

В описанных выше гипотетических экспериментах поток инфор-

мации является строго фиксированным и однонаправленным: от ма-

шины к мозгу. Субъективные явления при этом как бы навязываются

человеку. Если бы он попытался что-либо сделать во время пережи-

вания объективно-нереальной ситуации, то действия в какой-то мере

были бы совершены, но их осуществления человек не почувствовал

бы, поскольку в его мозг по всем сенсорным каналам продолжала бы

поступать записанная ранее информация. В результате человек чув-

ствовал бы невозможность свободного управления своими действия-

ми. Дальнейшим усовершенствованием фантомата могло бы быть со-

здание обратной связи — от мозга к машине — и осуществление

влияния человека на ход «представления». Например, человек, под-

вергаемый фантоматизации, желает посмотреть, как выглядит та

часть комнаты, которая «находится» у него за спиной. На импульсы,

направляемые мозгом в этот момент к мышцам затылка и шеи, со

стороны машины должна последовать немедленная и адекватная ре-

акция, а именно: зрительная информация, направляемая машиной

в мозг, изменяется так, чтобы в поле зрения человека и в самом деле

возникла «задняя часть комнаты».

Понятно, что полнота и правдоподобие создаваемых искусствен-

ных сцен и возможность влияния на них испытуемого будут опреде-

ляться количеством и характером имеющейся у машины информации

и ее возможностью комбинировать эту информацию адекватно теку-

щим изменениям субъекта. С. Лем полагал, что с помощью фантома-

та с обратной связью можно будет создавать такие ситуации, в кото-

рых у человека не будет полной уверенности в отношении того,

находится ли он в объективно-реальном или же только в субъективно-

реальном мире.

Для авторов интерес представляет вопрос о гносеологическом

статусе этих артифициальных, т. е. искусственно вызываемых, задан-

ных психических явлений. Их, по-видимому, можно квалифициро-

вать как особые глобальные галлюцинации, поскольку в данном слу-

чае имеет место восприятие иной действительности по сравнению с

той, которая объективно существует в данный момент времени и

в которой находится человек. Переживаемая иная действительность

может быть как объективной (в описанных выше примерах), так и

субъективной. Например, можно зафиксировать нейродинамический

код сновидения одного человека и транслировать его другому чело-

веку. Тогда этот другой человек должен будет переживать сновиде-

ние первого. Артифициальное (искусственное) восприятие, напоми-