Наука и философия о возможности использования объективно-нереальных ситуаций
Гуманитарный вестник
# 3·2017 9
ации указывает на наличие знаковой формы чувственного отражения,
а условие содержания в искусственном стимуле информации о соот-
ветствующей действительности показывает, что чувственное познание
имеет в целом образный характер.
В описанных выше гипотетических экспериментах поток инфор-
мации является строго фиксированным и однонаправленным: от ма-
шины к мозгу. Субъективные явления при этом как бы навязываются
человеку. Если бы он попытался что-либо сделать во время пережи-
вания объективно-нереальной ситуации, то действия в какой-то мере
были бы совершены, но их осуществления человек не почувствовал
бы, поскольку в его мозг по всем сенсорным каналам продолжала бы
поступать записанная ранее информация. В результате человек чув-
ствовал бы невозможность свободного управления своими действия-
ми. Дальнейшим усовершенствованием фантомата могло бы быть со-
здание обратной связи — от мозга к машине — и осуществление
влияния человека на ход «представления». Например, человек, под-
вергаемый фантоматизации, желает посмотреть, как выглядит та
часть комнаты, которая «находится» у него за спиной. На импульсы,
направляемые мозгом в этот момент к мышцам затылка и шеи, со
стороны машины должна последовать немедленная и адекватная ре-
акция, а именно: зрительная информация, направляемая машиной
в мозг, изменяется так, чтобы в поле зрения человека и в самом деле
возникла «задняя часть комнаты».
Понятно, что полнота и правдоподобие создаваемых искусствен-
ных сцен и возможность влияния на них испытуемого будут опреде-
ляться количеством и характером имеющейся у машины информации
и ее возможностью комбинировать эту информацию адекватно теку-
щим изменениям субъекта. С. Лем полагал, что с помощью фантома-
та с обратной связью можно будет создавать такие ситуации, в кото-
рых у человека не будет полной уверенности в отношении того,
находится ли он в объективно-реальном или же только в субъективно-
реальном мире.
Для авторов интерес представляет вопрос о гносеологическом
статусе этих артифициальных, т. е. искусственно вызываемых, задан-
ных психических явлений. Их, по-видимому, можно квалифициро-
вать как особые глобальные галлюцинации, поскольку в данном слу-
чае имеет место восприятие иной действительности по сравнению с
той, которая объективно существует в данный момент времени и
в которой находится человек. Переживаемая иная действительность
может быть как объективной (в описанных выше примерах), так и
субъективной. Например, можно зафиксировать нейродинамический
код сновидения одного человека и транслировать его другому чело-
веку. Тогда этот другой человек должен будет переживать сновиде-
ние первого. Артифициальное (искусственное) восприятие, напоми-