Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
4
Гуманитарный вестник
# 3·2017
ощущения. Поскольку различные раздражители в данном анализаторе
вызывают ощущения одинаковой модальности, а один и тот же раз-
дражитель в разных анализаторах стимулирует возникновение ощу-
щений различных модальностей, то, следовательно, модальности
ощущений не могут иметь гносеологического сходства с вызывающи-
ми их внешними причинами. Модальности ощущений служат есте-
ственными ментальными знаками физической природы адекватных
раздражителей. Например, модальности цветов — знаки наличия элек-
тромагнитных волн определенной длины, модальности запахов — зна-
ки присутствия в воздухе молекул с определенными стереохимиче-
скими свойствами, модальность кислого — знак наличия в растворе
ионов водорода.
Приведенные данные наряду с другими результатами биофизики
и физиологии послужили основой для концепции чувственного от-
ражения как процесса, имеющего образное содержание и знаковую
форму. Ее суть: из психических модальностей, выступающих в каче-
стве естественных знаков физической природы элементов отражае-
мых объектов, в процессе предметной деятельности формируются
образы объектов, воспроизводящие их структуру [5]. Иными слова-
ми, ощущения и восприятия есть образы, но они формируются из
знаков — психических модальностей. И. Мюллер и Г. Гельмгольц
абсолютизировали знаковую форму чувственного отражения и игно-
рировали его образное содержание. В результате они пришли к агно-
стическим выводам, за что подверглись справедливой критике [6].
После Д. Локка психические модальности не совсем удачно стали
именовать вторичными качествами. Это вызвало много дискуссий
о соотношении первичных и вторичных качеств. Предлагались раз-
личные подходы к этой проблеме, но решения ее не было вплоть до
последнего времени. В работе [7] А.Л. Субботин дает описание
взглядов Локка без их оценки, не используя современные материалы
частных наук и не высказывая своего мнения. И.Т. Касавин отмечает:
«Вся физиология, биология, химия и физика по-прежнему бессильны
понять природу “вторичных качеств”, над которыми размышляли
еще Беркли и Гете» [8]. Да, частные науки сами по себе эту природу
раскрыть не могут. Но Касавин не учитывает того, что ее способна
раскрыть разработанная с использованием данных частных наук фи-
лософская концепция чувственного отражения как единства образно-
го содержания и знаковой формы. Из нее следует, что учение о пер-
вичных и вторичных качествах было верным по своей основной идее:
цвета, запахи, вкусы объективно не существуют, но имеют объектив-
ные причины [9].
Однако это учение было выражено в неадекватных понятиях,
приводящих к логическому парадоксу:
внешние предметы обладают
некоторыми качествами, которых у них на самом деле нет
. В дей-