Previous Page  4 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 16 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева

4

Гуманитарный вестник

# 3·2017

ощущения. Поскольку различные раздражители в данном анализаторе

вызывают ощущения одинаковой модальности, а один и тот же раз-

дражитель в разных анализаторах стимулирует возникновение ощу-

щений различных модальностей, то, следовательно, модальности

ощущений не могут иметь гносеологического сходства с вызывающи-

ми их внешними причинами. Модальности ощущений служат есте-

ственными ментальными знаками физической природы адекватных

раздражителей. Например, модальности цветов — знаки наличия элек-

тромагнитных волн определенной длины, модальности запахов — зна-

ки присутствия в воздухе молекул с определенными стереохимиче-

скими свойствами, модальность кислого — знак наличия в растворе

ионов водорода.

Приведенные данные наряду с другими результатами биофизики

и физиологии послужили основой для концепции чувственного от-

ражения как процесса, имеющего образное содержание и знаковую

форму. Ее суть: из психических модальностей, выступающих в каче-

стве естественных знаков физической природы элементов отражае-

мых объектов, в процессе предметной деятельности формируются

образы объектов, воспроизводящие их структуру [5]. Иными слова-

ми, ощущения и восприятия есть образы, но они формируются из

знаков — психических модальностей. И. Мюллер и Г. Гельмгольц

абсолютизировали знаковую форму чувственного отражения и игно-

рировали его образное содержание. В результате они пришли к агно-

стическим выводам, за что подверглись справедливой критике [6].

После Д. Локка психические модальности не совсем удачно стали

именовать вторичными качествами. Это вызвало много дискуссий

о соотношении первичных и вторичных качеств. Предлагались раз-

личные подходы к этой проблеме, но решения ее не было вплоть до

последнего времени. В работе [7] А.Л. Субботин дает описание

взглядов Локка без их оценки, не используя современные материалы

частных наук и не высказывая своего мнения. И.Т. Касавин отмечает:

«Вся физиология, биология, химия и физика по-прежнему бессильны

понять природу “вторичных качеств”, над которыми размышляли

еще Беркли и Гете» [8]. Да, частные науки сами по себе эту природу

раскрыть не могут. Но Касавин не учитывает того, что ее способна

раскрыть разработанная с использованием данных частных наук фи-

лософская концепция чувственного отражения как единства образно-

го содержания и знаковой формы. Из нее следует, что учение о пер-

вичных и вторичных качествах было верным по своей основной идее:

цвета, запахи, вкусы объективно не существуют, но имеют объектив-

ные причины [9].

Однако это учение было выражено в неадекватных понятиях,

приводящих к логическому парадоксу:

внешние предметы обладают

некоторыми качествами, которых у них на самом деле нет

. В дей-