1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 3·2017 1

УДК 130.122 DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-421

Наука и философия о возможности использования

объективно-нереальных ситуаций

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

, О.Н. Мальцева

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет,

Тюмень, 625023, Россия

На основании информационного подхода к проблеме «сознание и мозг» и образно-

знаковой концепции чувственного отражения показана возможность создания

объективно-нереальных, но субъективно-реальных ситуаций. Эти ситуации субъ-

ект не может отличить от объективно существующих с помощью только своей

чувственности. Рассмотрены гносеологический статус артифициальных пережи-

ваний и перспективы их использования.

Ключевые слова:

чувственное отражение, объективно-нереальные ситуации, ар-

тифициальное восприятие, нейродинамический код, инвариантность информации

Непосредственной формой связи сознания с окружающим миром

служит чувственное отражение. При нормальном функционировании

анализаторов и в обычных условиях восприятия благодаря чувствен-

ному отражению человек находится в мире объективно-реальных си-

туаций: его чувственные образы как явления субъективной реальности

относительно адекватно воспроизводят макроструктуру и макросвой-

ства действительности, которая существует в данный момент времени

объективно-реально. При этом чем больше чувственные образы соот-

ветствуют объективной действительности, тем совершеннее ориенти-

ровка человека в окружающей среде и тем лучше условия для ее по-

знания, исходным пунктом которого является чувственное отражение.

Традиционно при изучении чувственного отражения и сознания

исследуют вопрос об условиях реализации адекватности чувственных

образов. Но авторы хотели бы рассмотреть несколько неожиданную

и в некотором роде противоположную традиционному направлению

проблему: всегда ли человеку нужна жесткая привязанность к непо-

средственно окружающей его действительности, нет ли у него необ-

ходимости в определенных случаях во всей чувственной полноте и

достоверности переживать реальность, которая объективно в данное

время не существует? Возможно ли создание управляемых объектив-

но-нереальных, но субъективно-реальных ситуаций, которые человек

на основании одной своей чувственности не сможет отличить от объ-

ективно существующих? И если да, то может ли это иметь для чело-

века какое-либо познавательное или иное позитивное значение? При

обсуждении данного вопроса будем опираться на информационный

подход к проблеме «сознание и мозг», который впервые наиболее си-