Гуманитарный вестник
# 3·2017 1
УДК 130.122 DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-421
Наука и философия о возможности использования
объективно-нереальных ситуаций
© Н.Н. Губанов
1
, Н.И. Губанов
2
, О.Н. Мальцева
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет,
Тюмень, 625023, Россия
На основании информационного подхода к проблеме «сознание и мозг» и образно-
знаковой концепции чувственного отражения показана возможность создания
объективно-нереальных, но субъективно-реальных ситуаций. Эти ситуации субъ-
ект не может отличить от объективно существующих с помощью только своей
чувственности. Рассмотрены гносеологический статус артифициальных пережи-
ваний и перспективы их использования.
Ключевые слова:
чувственное отражение, объективно-нереальные ситуации, ар-
тифициальное восприятие, нейродинамический код, инвариантность информации
Непосредственной формой связи сознания с окружающим миром
служит чувственное отражение. При нормальном функционировании
анализаторов и в обычных условиях восприятия благодаря чувствен-
ному отражению человек находится в мире объективно-реальных си-
туаций: его чувственные образы как явления субъективной реальности
относительно адекватно воспроизводят макроструктуру и макросвой-
ства действительности, которая существует в данный момент времени
объективно-реально. При этом чем больше чувственные образы соот-
ветствуют объективной действительности, тем совершеннее ориенти-
ровка человека в окружающей среде и тем лучше условия для ее по-
знания, исходным пунктом которого является чувственное отражение.
Традиционно при изучении чувственного отражения и сознания
исследуют вопрос об условиях реализации адекватности чувственных
образов. Но авторы хотели бы рассмотреть несколько неожиданную
и в некотором роде противоположную традиционному направлению
проблему: всегда ли человеку нужна жесткая привязанность к непо-
средственно окружающей его действительности, нет ли у него необ-
ходимости в определенных случаях во всей чувственной полноте и
достоверности переживать реальность, которая объективно в данное
время не существует? Возможно ли создание управляемых объектив-
но-нереальных, но субъективно-реальных ситуаций, которые человек
на основании одной своей чувственности не сможет отличить от объ-
ективно существующих? И если да, то может ли это иметь для чело-
века какое-либо познавательное или иное позитивное значение? При
обсуждении данного вопроса будем опираться на информационный
подход к проблеме «сознание и мозг», который впервые наиболее си-