Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

Наука и философия о возможности использования объективно-нереальных ситуаций

Гуманитарный вестник

# 3·2017 5

ствительности же то, что именовали вторичными качествами, — это

не качества внешних объектов, а знаковые элементы чувственных

образов (психические модальности: красное, теплое, сладкое и др.).

Для разрешения многовековой проблемы первичных и вторичных

качеств необходимо учитывать закон пространственного проециро-

вания чувственных образов: они, являясь информационным содержа-

нием нейродинамических систем головного мозга и локализованные

в нем, психически проецируются вовне, на воспринимаемые предме-

ты, в результате чего в нормальных условиях в непосредственном

переживании субъекту даны не состояния его органов чувств, а отоб-

раженные свойства предметов [10, 11]. Психические модальности

объективно не существуют, но кажутся принадлежащими внешним

предметам как раз в силу неосознанного проецирования чувственных

образов на воспринимаемые предметы. В самих предметах этим зна-

ковым элементам соответствуют определенные объективные свой-

ства (денотаты ментальных знаков): цветам — способность тел ис-

пускать электромагнитные волны определенной длины, запахам и

вкусам — стереохимические и квантовые свойства молекул и ионов,

акустическим модальностям — механические колебания определен-

ной частоты, модальностям температурного анализатора — способ-

ность тел создавать тепловой поток. Выявление конкретных денота-

тов ментальных модальностей — задача не гносеологии, а частных

наук — биофизики, биохимии, физиологии анализаторов.

Чтобы избежать логической путаницы и различного рода необыч-

ных оговорок, следует, по мнению авторов, отказаться от использова-

ния понятия «вторичные свойства» при характеристике цвета, запаха,

вкуса и т. п. и заменить его точным и адекватно выражающим суть яв-

ления понятием «знаковые элементы чувственных образов». У пред-

метов нет никаких вторичных, т. е. субъективных, свойств, все они

объективны, но часть из них отражается в виде аналогов (в образном

содержании ощущений и восприятия), а часть — в виде ментальных

знаков. Притом в ментальных знаках представлена физическая при-

рода (качество) внешних раздражителей, а в виде аналогов — коли-

чественные и пространственно-временн

û

е параметры объективного

мира.

Важно отметить, что кроме знаковых элементов — психических

модальностей — ощущения и восприятие обладают образными (ана-

логовыми) компонентами. Для ощущений это — интенсивность, про-

должительность и пространственная проекция (место локализации

ощущения). Восприятие, кроме указанных трех компонентов, обла-

дает еще пространственной структурой. Физическая природа элемен-

тов объекта отражается в виде знаков из-за того, что эти элементы не

могут переноситься в мозг. Количественные и пространственно-

временн

û

е параметры объекта могут воспроизводиться в аналоговых

компонентах психических образов [12].