Наука и философия о возможности использования объективно-нереальных ситуаций
Гуманитарный вестник
# 3·2017 5
ствительности же то, что именовали вторичными качествами, — это
не качества внешних объектов, а знаковые элементы чувственных
образов (психические модальности: красное, теплое, сладкое и др.).
Для разрешения многовековой проблемы первичных и вторичных
качеств необходимо учитывать закон пространственного проециро-
вания чувственных образов: они, являясь информационным содержа-
нием нейродинамических систем головного мозга и локализованные
в нем, психически проецируются вовне, на воспринимаемые предме-
ты, в результате чего в нормальных условиях в непосредственном
переживании субъекту даны не состояния его органов чувств, а отоб-
раженные свойства предметов [10, 11]. Психические модальности
объективно не существуют, но кажутся принадлежащими внешним
предметам как раз в силу неосознанного проецирования чувственных
образов на воспринимаемые предметы. В самих предметах этим зна-
ковым элементам соответствуют определенные объективные свой-
ства (денотаты ментальных знаков): цветам — способность тел ис-
пускать электромагнитные волны определенной длины, запахам и
вкусам — стереохимические и квантовые свойства молекул и ионов,
акустическим модальностям — механические колебания определен-
ной частоты, модальностям температурного анализатора — способ-
ность тел создавать тепловой поток. Выявление конкретных денота-
тов ментальных модальностей — задача не гносеологии, а частных
наук — биофизики, биохимии, физиологии анализаторов.
Чтобы избежать логической путаницы и различного рода необыч-
ных оговорок, следует, по мнению авторов, отказаться от использова-
ния понятия «вторичные свойства» при характеристике цвета, запаха,
вкуса и т. п. и заменить его точным и адекватно выражающим суть яв-
ления понятием «знаковые элементы чувственных образов». У пред-
метов нет никаких вторичных, т. е. субъективных, свойств, все они
объективны, но часть из них отражается в виде аналогов (в образном
содержании ощущений и восприятия), а часть — в виде ментальных
знаков. Притом в ментальных знаках представлена физическая при-
рода (качество) внешних раздражителей, а в виде аналогов — коли-
чественные и пространственно-временн
û
е параметры объективного
мира.
Важно отметить, что кроме знаковых элементов — психических
модальностей — ощущения и восприятие обладают образными (ана-
логовыми) компонентами. Для ощущений это — интенсивность, про-
должительность и пространственная проекция (место локализации
ощущения). Восприятие, кроме указанных трех компонентов, обла-
дает еще пространственной структурой. Физическая природа элемен-
тов объекта отражается в виде знаков из-за того, что эти элементы не
могут переноситься в мозг. Количественные и пространственно-
временн
û
е параметры объекта могут воспроизводиться в аналоговых
компонентах психических образов [12].