Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева
8
Гуманитарный вестник
# 3·2017
(например, модальности «красное» — с электромагнитными волнами
длиной 700 нм) открывает возможность заменять их неспецифически-
ми стимулами. Образная же в целом природа чувственного отражения
требует при воспроизведении субъективной реальности заданного ха-
рактера выполнения следующего условия:
внешний искусственный
сигнал-стимул должен содержать в своей пространственно-времен-
н
î
й структуре информацию о соответствующей действительности
,
т. е. в целом быть моделью действительности. При этом данная модель
по своим физико-химическим параметрам должна быть согласована
с соответствующими характеристиками нервной системы. Для этого
необходимо знать, какие объективные денотаты соответствуют тем
или иным ментальным знакам.
Иногда положение о возможности создания субъективно-реаль-
ных, но объективно-нереальных ситуаций используется для агности-
ческих выводов. Так, Б. Рассел еще в середине XX в. утверждал, что
ощущения не имеют ничего общего с явлениями, например, астроно-
мическими. Можно создать искусственный стимул, отмечал он, кото-
рый приведет астронома к переживанию, субъективно неотличимому
от того, которое называется «видеть Солнце». Значит, заключал Рас-
сел, ощущения нельзя назвать образами, они — знаки, которые,
правда, возникают при внешнем воздействии, но не обладают каким-
либо сходством с ним [14]. Здесь Рассел воспроизводит идеи Гельм-
гольца.
Критики тогда так и не дали обоснованного ответа Расселу по по-
воду его мысленного эксперимента, они просто отрицали возможность
создания указанного искусственного стимула. Однако Рассел прав
в том, что отмеченный стимул можно создать. Но из этого верного по-
ложения неправомерно делать агностический вывод о том, что чув-
ственное познание исключительно символично. Субъективный образ,
неотличимый от возникающего при естественном восприятии дей-
ствительности, может вызвать не любой искусственный стимул,
а только тот, в котором уже закодирована и представлена в приемле-
мой для нервной системы форме информация об определенной дей-
ствительности. Иными словами, искусственный стимул должен быть
моделью соответствующей действительности. Мозг человека как раз
и воспроизведет эту модель в субъективной (психической, идеальной)
форме. Поэтому чувственное отражение, вопреки утверждениям Рас-
села, имеет в целом образный, а не абсолютно знаковый характер. Ес-
ли бы не строго определенный, а любой искусственный стимул мог
вызывать образы, неотличимые от возникающих при естественном
восприятии, тогда бы действительно пришлось признать, что ощуще-
ния и восприятие суть знаки, причем неопределенные. Сама возмож-
ность субъективного воспроизведения с помощью искусственного
стимула несуществующей объективно в данный момент времени ситу-