Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин…
Гуманитарный вестник
# 8·2016 7
таких как техническое оснащение аудиторий и кафедры, составление
расписания по остаточному принципу, отсутствие авторитета гума-
нитарных наук не только среди студентов, но и среди коллег по уни-
верситету из технических специальностей. Но то, что преподаватели
поднимают эти вопросы, пытаются быть услышанными, — показа-
тель их профессиональной компетенции. Критическое мышление,
понимание человеческой природы и осмысление своего места в со-
временном обществе, готовность и способность к саморазвитию —
одни из важнейших характеристик образованного человека. Техниче-
ский прогресс невозможен без социального прогресса. По мнению
современных исследователей, культурного человека можно опреде-
лить по наличию таких характеристик, как терпимость, общецивили-
зационная культура, культура интеллектуальной деятельности, само-
регуляции, поведения в обществе. Культура и образованность не все-
гда сочетаются в одном человеке. Однако, как уже было сказано
выше, МГТУ им. Н.Э. Баумана ориентирован на подготовку не просто
хороших специалистов, а инженерной элиты. Гуманитарные дисципли-
ны как раз и являются местом слияния образования, просвещения, обу-
чения и воспитания студентов. Следует добавить, что современные
методы преподавания гуманитарных дисциплин и апробированные
методики проведения занятий с привлечением коммуникативно-
технологического инструментария (онлайн-общение, доступность учеб-
ных материалов на сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана, создание электрон-
ной учебно-методической базы) позволяют говорить о становлении
новой междисциплинарной области слияния гуманитарного и техниче-
ского знания, такой как цифровые технологии в гуманитарных науках
(digital humanities). И было бы очень радостно, если бы она сформиро-
валась на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана.
По мнению автора статьи, вычленяя гуманитарную науку из учеб-
ных программ и сводя ее к минимуму, университет рискует потерять
свою уникальность, когда бренд МГТУ им. Н.Э. Баумана означает не
только подготовку высококомпетентного специалиста, но и всесторонне
развитую личность. И в этой связи как никогда актуально звучат слова
Нильса Бора о том, что «нельзя проводить границу между большим и
малым, ибо то и другое одинаково важно для единого целого» [12].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Стив Джобс. Посвящается памяти великого человека.
Steven-jobs.ru.
URL:
http://steven-jobs.ru/books/3/3/page89.htm(дата обращения 10.05.2016).
[2]
Акимова И.А. Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах
технического вуза.
Гуманитарный вестник
, 2014, вып. 1. URL:
http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/146.html(дата обращения 10.05.2016).