Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

А.А. Попова

2

Гуманитарный вестник

# 8·2016

официальным документам, то в программе кафедры прописаны сле-

дующие задачи и цели дисциплины: «Формирование представлений о

мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодей-

ствии всех элементов общественной жизни, их укорененности в про-

странстве и во времени; развитие способностей социокультурной ре-

флексии, предвидения социально-экономических, экологических и

нравственных последствий своей деятельности; актуализация способно-

сти и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном

самообразовании; владение целостной системой научных знаний о при-

роде и обществе, их неразрывном единстве и взаимодействии, способ-

ность ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры…»

[6].

В процессе преподавания культурологии автор обозначил для себя про-

блемное поле решаемых задач и поставленных целей.

Критическое мышление, понимание процессов современного обще-

ства, обусловленных культурными различиями и сходствами, умение

сопоставлять различные традиции, тенденции и новации в культурах,

знание религиозных основ и истоков современного искусства — вот

некоторые специфические задачи современной культурологии, а не

только научить отличать Мане от Моне (хотя бы по именам, что тоже

неплохо). Глобальные задачи преподавания гуманитарных дисци-

плин — сформировать познавательную активность и познавательную

самостоятельность студентов, заинтересовать их чтением не только

учебников и социальных сетей: «В целом, если описывать комплекс-

ную инженерную проблему, опираясь на текст Вашингтонского со-

глашения, становится очевидным, что она не может быть решена без

всестороннего глубокого знания — как специализированного, про-

фессионального, так и контекстного — экологического, социального

и культурного» [7]. А самую главную задачу автору статьи подсказа-

ли студенты. В процессе рассмотрения системы научного знания они

выделяли объект и предмет изучения. С естественными, социальны-

ми, техническими науками проблем не возникло, но на вопрос о том,

что является объектом и предметом изучения гуманитарной науки,

студенты ответили: «Ничего». Это показало отношение учащихся к

читаемой дисциплине, и каково было их удивление, когда на доске

появилось слово «человек». В этом ответе и есть самая главная, самая

сложная цель и задача — за небольшой курс, за семестр попробовать

задать студентам вектор для поиска ответов на вечные вопросы осо-

знания себя в этом мире и о смысле всего того, что они делают. Как

сказал Стивен Хокинг: «Главный враг знания не невежество, а иллю-

зия знания» [8]. Так и студент, приходя на гуманитарные предметы,

имеет иллюзию, что он их знает и понимает.

В этой связи встает вопрос об актуальных методах и методиках

преподавания культурологии. Современный мир и мироощущение