А.А. Попова
2
Гуманитарный вестник
# 8·2016
официальным документам, то в программе кафедры прописаны сле-
дующие задачи и цели дисциплины: «Формирование представлений о
мире как социокультурной реальности, взаимосвязи и взаимодей-
ствии всех элементов общественной жизни, их укорененности в про-
странстве и во времени; развитие способностей социокультурной ре-
флексии, предвидения социально-экономических, экологических и
нравственных последствий своей деятельности; актуализация способно-
сти и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном
самообразовании; владение целостной системой научных знаний о при-
роде и обществе, их неразрывном единстве и взаимодействии, способ-
ность ориентироваться в ценностях бытия, жизни и культуры…»
[6].
В процессе преподавания культурологии автор обозначил для себя про-
блемное поле решаемых задач и поставленных целей.
Критическое мышление, понимание процессов современного обще-
ства, обусловленных культурными различиями и сходствами, умение
сопоставлять различные традиции, тенденции и новации в культурах,
знание религиозных основ и истоков современного искусства — вот
некоторые специфические задачи современной культурологии, а не
только научить отличать Мане от Моне (хотя бы по именам, что тоже
неплохо). Глобальные задачи преподавания гуманитарных дисци-
плин — сформировать познавательную активность и познавательную
самостоятельность студентов, заинтересовать их чтением не только
учебников и социальных сетей: «В целом, если описывать комплекс-
ную инженерную проблему, опираясь на текст Вашингтонского со-
глашения, становится очевидным, что она не может быть решена без
всестороннего глубокого знания — как специализированного, про-
фессионального, так и контекстного — экологического, социального
и культурного» [7]. А самую главную задачу автору статьи подсказа-
ли студенты. В процессе рассмотрения системы научного знания они
выделяли объект и предмет изучения. С естественными, социальны-
ми, техническими науками проблем не возникло, но на вопрос о том,
что является объектом и предметом изучения гуманитарной науки,
студенты ответили: «Ничего». Это показало отношение учащихся к
читаемой дисциплине, и каково было их удивление, когда на доске
появилось слово «человек». В этом ответе и есть самая главная, самая
сложная цель и задача — за небольшой курс, за семестр попробовать
задать студентам вектор для поиска ответов на вечные вопросы осо-
знания себя в этом мире и о смысле всего того, что они делают. Как
сказал Стивен Хокинг: «Главный враг знания не невежество, а иллю-
зия знания» [8]. Так и студент, приходя на гуманитарные предметы,
имеет иллюзию, что он их знает и понимает.
В этой связи встает вопрос об актуальных методах и методиках
преподавания культурологии. Современный мир и мироощущение