А.А. Попова
6
Гуманитарный вестник
# 8·2016
го, осваивают коммуникативные навыки и снимают социальные ба-
рьеры. Работа в малых группах готовит их к будущей профессио-
нальной деятельности. Методы проведения занятий такие же, как и в
обычных группах (о них была речь выше), однако имеют свою спе-
цифику. Сложность организации процесса вызывают разные возмож-
ности данной категории студентов: в одной и той же группе есть хо-
рошо говорящие и слышащие с помощью слухового аппарата учащи-
еся и с полной потерей слуха, воспринимающие информацию только
через сурдопереводчика. Получается, что преподавателю нужно
сжимать и упрощать информацию для ее передачи через переводчи-
ка, но тогда страдают студенты с небольшой потерей слуха. Им
скучно и неинтересно. А если ориентироваться на них, тогда из обра-
зовательного процесса выпадают студенты с переводчиком.
В чем я вижу выход из данной ситуации? Как бы грустно это ни
звучало для преподавателя, в виртуализации процесса обучения. До-
пустим, преподаватель записывает блок лекций по своему предмету
вместе с сурдопереводчиком, студенты к семинарам в своем темпе
восприятия просматривают лекцию по нужной теме, выполняют по
ней задания, а на семинаре уже отрабатывается содержание лекцион-
ного материала в соответствии с возможностями студентов (устно
или письменно). Такой метод обучения более перспективен и интере-
сен как студентам, так и самим преподавателям. Содержание остает-
ся прежним, но изменяются форма и эффективность. Студенты
ГУИМЦа одни из самых старательных, внимательных и жаждущих
новых знаний, поэтому необходимо сделать их процесс обучения бо-
лее интересным и эффективным.
Стоит отметить, что в рамках преподавания гуманитарных дис-
циплин активно используется проектный метод обучения. В течение
курса студенты создают свой индивидуальный проект — научную
статью для участия в конференции «Уникальные феномены и уни-
версальные ценности культуры». Это действительно очень важная,
интересная работа, которую студенты ведут совместно с преподава-
телем на протяжении всего семестра. В начале работы студенты вы-
бирают интересную для себя тему и шаг за шагом создают конечный
оригинальный продукт — научную работу. Лучшие работы печата-
ются в сборниках, ребята, помимо баллов, получают опыт написания
научной статьи и нередко финансовое вознаграждение от деканатов.
Студенты радуются возможности создать индивидуальную и инте-
ресную работу на неизбитую тему, а преподаватель помогает им в
создании структуры статьи и подборе источников информации для ее
наполнения.
Со стороны может показаться, что в сфере преподавания гумани-
тарных наук и организации учебного процесса очень много проблем,